Материал Hromadske
Виктор Янукович спешно покинул свое имение «Межигорье» под Киевом в ночь на 22 февраля 2014 года. С тех пор прошло более трех лет, но правовой статус бывшей резиденции президента-беглеца до сих пор не решен.
Официально все имущество «Межигорье» арестовали еще летом 2015 года, однако только сейчас следователи Генеральной прокуратуры закончили его описывать. Теперь стоимость имения должны оценить эксперты. Его площадь превышает 140 гектаров. Здесь есть огромное поле для гольфа, зоопарк, теплицы и даже современная лаборатория.
Жил Виктор Янукович в деревянной «хонке». Это несколько этажей с дорогой мебелью и старинными иконами. В холле стоит редкий белый рояль. В течение трех лет он пылился, однако в марте 2017 года ученики музыкальной школы Лысенко устроили здесь концерт.
Еда, вода и даже воздух, которым дышал Янукович в «Межигорье», исследовались в высокотехнологичной лаборатории. Каждое устройство здесь стоит сотни тысяч долларов. Таких лабораторий существует лишь несколько в Европе. Но пользоваться ею украинские ученые не могут, ведь на нее также наложен арест.
Виктор Янукович в основном ел овощи, которые выращивали в теплицах «Межигорье». Помещение здесь нуждаются в модернизации и обновлении, ведь за три года много комплектующих отжили свой век.
Рядом с теплицами расположен также зоопарк со знаменитыми страусами. Кстати, недавно птичье семейство пополнилось маленькими страусятами. Но, кроме них, на территории зоопарка проживают также антилопы, ламы, ослы и даже редкие павлины.
Резиденция известна парком коллекционных авто. Здесь хранится 35 ретро-автомобилей и 7 мотоциклов. Например, ЗИЛ 2009 года. Таких в мире только три. Один в Москве у Владимира Путина, второй в Астане в Нурсултана Назарбаева. Третий был у Януковича. Также здесь стоит «Ауди» 1938 года. Большинство автомобилей находятся под арестом, их стоимость еще не оценили.
Официально владельцем бывшей резиденции Януковича является компания «Танталит», к которой причастен народный депутат Сергей Клюев, брат бывшего главы Администрации Януковича Андрея Клюева. С 22 февраля 2014 за имением следит бывший активист Евромайдана Денис Тарахкотелик. Он одним из первых зашел на территорию «Межигорья» после побега Януковича.
«Когда я зашел на четвертое КПП, там я познакомился с начальником УГО (Управление государственной охраны – ред.). Он тогда остался здесь один из всего управления. Всю остальную охрану распустил, и те покинули имение вместе с оружием. Рядом с ним стояли начальник частной охранной фирмы, водитель и охранник. Только четыре человека. Я зашел вместе с братом, без оружия, узнать, какова ситуация на территории. Потому что на центральном пункте пропуска говорили, что вся территория заминирована. Начальник УГО эту информацию опроверг. Тогда я спросил, понимают ли они, что сейчас начнут заходить люди, заходить везде, не только на территорию. Он пожал плечами и сказал, мол, ничего не может сделать, ведь не имеет никакого приказа», – вспоминает Тарахкотелик.
Сейчас территория «Межигорья» открыта для всех желающих, однако за вход придется заплатить. Юридически это «благотворительный взнос» для того, чтобы территорию поместья можно было содержать в надлежащем состоянии, объясняет комендант «Межигорья»:
«Основной наш доход – это так называемая касса на центральном КПП. Около 95% средств на существование «Межигорья» мы получаем от людей, которые приходят сюда отдыхать и жертвуют 20 или 50 гривен, но сейчас будет повышение», – по словам Тарахкотелика, государство не выделяет средства на содержание резиденции.
Охрану имущества экс-президента здесь обеспечивают бывшие представители самообороны и бойцы спецподразделения МВД и Нацгвардии. Но две последние структуры юридически здесь следят за общественным порядком. Всего в Межигорье работают около 200 человек.
«Если перевести резиденцию в статус государственного предприятия, то на его содержание нужно было бы около 50 млн гривен в год. Но только одна лаборатория может столько зарабатывать для «Межигорья», и еще такую же примерно сумму для государства», – считает комендант.
В течение трех лет в «Межигорье» накопилось много бытовых проблем. В первую очередь, это касается оползня вблизи смотровой площадки. Во-вторых, ремонта «Хонки», а также физико-оздоровительного комплекса, признает Тарахкотелик:
«Суды должны отсудить имущество, чтобы оно стало государственным. На основании этого можно будет создавать госпредприятие, совместно с обществом. Чтобы именно община управляла парком, а государственный орган контролировал общину. Тогда получится, что ни государство не сможет разворовать, ни общество не допустит ошибок. Это абсолютно приемлемая концепция, я считаю, в таком ракурсе сделать национальный парк «Межигорье»… До этого это все нужно сохранять в надлежащем состоянии, чтобы когда оно перешло к государству, то было не в худшем состоянии, чем при Януковиче, а то и в лучшем».
Авторы: Александр Попенко, Дмитрий Реплянчук