Мэр Оргеева и муж российской певицы Жасмин, Илан Шор, утверждает, что не является бенефициаром ни одного из 600 миллионов долларов, украденных из Banca de Economii SA (BEM), Banca Socială SA (BS) и Unibank SA (UB), а также то, что он обратится в суд, если Kroll назовет его имя среди получателей этих средств.
Данное заявление бизнесмена, который являлся председателем Консилиума Сбербанка в период «кражи века», появилось после того, как 13 апреля Национальный банк Молдовы (НБМ) опубликовал четвертую информационную ноту о прогрессе, зарегистрированном компанией «Kroll» в расследовании крупного мошенничества в банковском секторе Республики Молдова. В ней говорится о доказательствах вовлечения в банковское мошенничество большой группы компаний из Республики Молдова, которые действовали согласованно и были связаны с Иланом Шором («Группа Шора»). По крайней мере, 75 компаний входили в эту скоординированную группу.
Илан Шор, однако, допускает, что расследование Kroll проводится в чьих-то интересах.
С другой стороны, Шор утверждает, что Информационная нота подтверждает его показания касательно суммы выведенных из трех банков средств, а именно 600 миллионов долларов, а не миллиард.
«Сегодня компания Кролл полностью подтвердила мои показания в той части, которая касается точной суммы выведенных из трёх банков средств. Как я всегда и утверждал, речь идёт не о «миллиарде», а 600 миллионах долларов. И Кролл чётко это зафиксировал. Теперь рассчитываю, что эта американская компания подтвердит также и то, что я не являюсь бенефициаром ни одного доллара из этой суммы. Если Кролл сумел определить точную сумму, основываясь на изученных документах, ему не составит большого труда установить и то, что я не являюсь конечным бенефициаром этих денег. Если Кролл не ангажирован и не проводит своё расследование в чьих-то интересах, он назовёт имена получателей этих средств. Моего имени среди них нет. В противном случае я буду вынужден обратиться в Международный суд, где обязательно докажу, что не являюсь бенефициаром ни одного из этих 600 миллионов долларов. Ни одного! В случае, если я подам в суд, потребую взыскать с компании Кролл десятки миллионов долларов компенсации морального ущерба. Все эти средства будут потрачены на развитие Оргеева и решение проблем пенсионеров Молдовы», – написали адвокаты Шора от имени их подзащитного на его странице в соцсети.
Так, представители Kroll объявили, 13 апреля, что в период с 2012 по 2014 г. значительные объемы кредитов были предоставлены «группе Шор» тремя банками, а также то, что суммы, обнаруженные по настоящее время, были отслежены в многочисленных юрисдикциях, по большей части, в других банках Республики Молдова, за исключением трех вовлеченных банков (185 миллионов долларов США), на Кипре (63 миллиона долларов США), Китае и Гонконге (61 миллион долларов США) и в Швейцарии (23 миллиона долларов США). Около 200 миллионов долларов США были переведены на счета ряда банков в Латвии, которые впоследствии были подвергнуты комплексному механизму отмывания фондов.
Шор обвиняется в том, что в течение трех недель, в период с 4 по 25 ноября 2014 года, он получил путем мошенничества 5 млрд. леев из BEM, которые были отмыты через десятки оффшорных компаний. Мэр Оргеева Илан Шор был задержан 22 июня 2016 года. Два месяца спустя его дело было передано в суд, а бизнесмен был помещен под домашний арест. Сегодня его дело находится в Суде мун. Кишинев.
Более 20-ти уголовных дел, касающихся ограбления BEM, Banca Socială и Unibank, были переданы в суд. На скамье подсудимых попали Григорий Гачкевич, бывший председатель админсовета Сбербанка Молдовы, но и другие личности, обвиняющиеся в отмывании денег, извлечении выгоды из влияния и пассивной коррупции.
Исполнительный комитет Национального банка Молдовы (НБМ) принял, 16 октября 2015 года, решение об отзыве лицензий на осуществление финансовой деятельности у «Banca de Economii a Moldovei» (BEM), «Banca Socială» (BS) и «Unibank», вследствие их несостоятельности и ряда нарушений положений закона. Тогда же был начат процесс принудительной ликвидации этих банков, в соответствии с Законом о финансовых учреждениях.
Вячеслав Негруцэ, бывший министр финансов, который следит за процессом ликвидации этих трех финансовых учреждений, считает, что процедура проводится не прозрачно. «В процессе управления процедурой несостоятельности 3-х банков нет никакой прозрачности. Элемент условной прозрачности проявляется в том, что эти аукционы организуются ликвидаторами трех банков, только вот никто не знает, какова дальнейшая судьба продаваемых активов, существуют лишь объявления об аукционе, без продолжения, чтобы можно было выяснить, что там происходит», – считает Негруцэ.
После отчета Kroll – I, в котором главным виновником выступали бизнесмен Илан Шор, физические лица и фирмы из «Группы Шора», ожидалось, что в октябре 2016 года, будет подготовлен и отчет Kroll – 2, который призван высветить во всех подробностях «ограбление века»: кто украл, где сейчас деньги и как их можно вернуть. Между тем, правительство взвалило возмещение украденного миллиарда на плечи населения, а срок обнародования отчета Kroll – 2 отложен на «первую половину 2017 года», как сообщил глава Парламента, Андриан Канду. С другой стороны, Национальный банк объявил, что список тех, кто нагрел руки на краже, выходит далеко за рамки «группы Шора».