3 марта Республика Молдова подала заявку на вступление в ЕС, а 11 апреля она получила анкету для вступления. «Это исторический момент, ведь у нас появился шанс получить статус страны-кандидата», – отметила на следующий день премьер-министр Наталья Гаврилица.
По ее словам, война в Украине ускорила процесс, и с помощью анкеты Европейской комиссии мы хотим показать, насколько мы готовы «начать переговоры отдельно по каждой сфере». Также она признала, что это будет непросто, поскольку у Молдовы большие упущения по части судебной системы, экономического развития, хорошего управления, борьбы с коррупцией, доверия к госучреждениям…»
Анжела Грэмадэ, эксперт по исследованию постсоветского пространства
Большие кризисы дают новые возможности. Подача заявки на получение статуса страны-кандидата — это возможность, и она требует поведения, соответствующего временам, в которые мы живем. Это значит, что мы должны ответственно отнестись к заполнению анкеты (первой части) и продолжить внедрять реформы, которые приблизят нас к европейским реалиям. Я считаю, что у нас есть реальные шансы, учитывая, что было выполнено несколько положений Соглашения об ассоциации с ЕС. Но в то же время крайне важно понимать, что это непростой процесс. Он сопровождается различными обязанностями, действиями и стратегическим общением не только с партнерами, но и с собственными гражданами, чтобы они поняли, что будет дальше, и взяли на себя ответственность в этом партнерстве с теми, за кого они голосуют раз в 4 года, то есть с их представителями в Парламенте и с другими госучреждениями. Вывод: шансы есть, если все стороны будут знать, что и как они должны делать.
Юрий Реницэ, бывший депутат
От эйфории и чрезмерной рекламы властей по поводу подачи заявки на статус кандидата на вступление в ЕС (несомненно, война в Украине благоприятствовала этому процессу) и от получения анкеты необходимо перейти к конкретным действиям. Нынешнее ПДСовское правительство, кажется, идет по тому же пути, что и правительство ДП во главе с Павлом Филипом. Оно сосредоточилось на форме (на принятии законов), а не на содержании (на их внедрении). Все отлично знают, чем закончился такой типичный молдавский подход: условиями со стороны ЕС, которые умерили «проевропейский пыл» предыдущей власти.
ПДС у власти уже 10 месяцев, и пришло время действовать последовательно и уверенно не только ради анкеты на вступление в ЕС, но в первую очередь ради граждан, которые отдали за них большинство голосов. Необходимо провести значительные реформы во всех сферах. Подход и отношение ЕС к новым кандидатам сильно изменились по сравнению с последней волной кандидатов и стран, вступивших в Европейский союз. Нас будут оценивать исключительным образом, в зависимости от проведенных реформ и их соответствия стандартам ЕС. Не так важен будет политический фактор или даже война в Украине. Брюссель уже передал четкое сообщение об этом Киеву, не говоря уже о Кишиневе или Тбилиси. Анкета станет испытанием на зрелость, искренность и ответственность, а не обыкновенным конкурсом литературно-художественных произведений.
Ион Тэбырцэ, политический аналитик
Сейчас мы видим, как Республика Молдова, наряду с Украиной и Грузией, неформально начала процесс европейской интеграции. Как и в случае балканских стран, у которых был свой путь к отношениям с ЕС, вступление этих 3 постсоветских стран будет зависеть от результатов внутренних реформ в каждой из стран. Война в Украине изменила взгляд Брюсселя и дала шанс странам Восточного партнерства вступить в ЕС, но их реальное вступление будет зависеть от успеха их переговоров с ЕС. Никакие чрезвычайные обстоятельства не отменят «acquis communautaire» — общие достижения, которые должны быть у каждой страны-кандидата, желающего вступить в ЕС. В случае Республики Молдова успех процесса европейской интеграции будет зависеть от 2 основных факторов: от политической воли правительства и от способности учреждений провести реформы, необходимые для вступления.
Для подтверждения, Петру Грозаву