Республика Молдова подписала заявку на вступление в Европейский союз 3 марта, через восемь дней после начала вторжения России в Украину. На следующий день Приднестровский регион потребовал своей независимости от Кишинева, а Партия социалистов Республики Молдова осудила подписание заявления о вступлении, считая, что такое решение могло быть принято только после организации референдума.
Некоторые эксперты приветствуют решение властей из Кишинева подать заявку на вступление в ЕС, уточняя, что момент подачи является особенным и, даже если бы не было текущего контекста безопасности, Молдова все равно сделала бы этот шаг. С другой стороны, есть также голоса, говорящие о том, что власти поспешили подать заявку на членство. Все они, однако, считают маловероятным, что Республика Молдова вскоре вступит в ЕС, потому что не существует чрезвычайной процедуры, которая должна применяться в контексте безопасности в регионе.
Что касается чаяний Приднестровского региона, то аналитики утверждают, что у так называемых тираспольских властей нет никакого голоса и они не могут возражать против получения статуса кандидата. И все же, утверждают аналитики, Кишиневу придется попутно решать, отказываться или не отказываться от своей территории на левобережье Днестра.
Молдова просит о вступлении в ЕС. Приднестровский регион требует независимости
Президент Республики Молдова Майя Санду, в сопровождении премьер-министра Натальи Гаврилицы и председателя парламента Игоря Гросу, подписала вечером 3 марта заявку на вступление в Европейский союз (ЕС).
На следующий день заявление было передано послу Филиппу Леглиз-Коста, постоянному представителю Франции при ЕС. В тот же день Грузия также подала заявку на членство. Украина, третья страна, входящая в «Ассоциированное трио» в группе стран Восточного партнерства, первой подала заявку на членство в ЕС посредством заявления на вступление, подписанного президентом Украины Владимиром Зеленским 28 февраля.
4 марта Партия социалистов Республики Молдова, политическое формирование левой направленности, осудила подписание Молдовой заявления в ЕС, назвав эту инициативу «чисто популистской». Лидеры ПСРМ сказали, что заявление было подано в «спешке», и считают, что такое решение могло быть принято только после того, как будет организован референдум.
«Любое изменение внешнеполитического статуса нашего государства, присоединение к интеграционным структурам, которые предусматривают ограничение нашего суверенитета и взятие на себя политических обязательств, возможно только через референдум и при условии устойчивого национального консенсуса, как это продемонстрировал ряд европейских государств за последние 20 лет», – утверждают социалисты.
Также 4 марта Тирасполь попросил Кишинев признать независимость Приднестровского сепаратистского региона и вести диалог «с целью окончательного цивилизованного урегулирования отношений, основанных на мирном существовании, добрососедстве двух независимых государств, путем подписания всеобъемлющего межгосударственного соглашения». В той же декларации Тирасполь просит Организацию Объединенных Наций, ОБСЕ, посредников и наблюдателей в формате «5+2» «признать реальность, которая существует уже 30 лет», то есть существование Приднестровского региона как государственного образования и установить дипломатические отношения с Тирасполем.
ЕС начал процедуру рассмотрения заявок на членство в сообществе, поданных Украиной, Грузией и Молдовой, но аналитики говорят, что скорое присоединение этих трех стран к ЕС крайне маловероятно.
Заявка на членство, от «важного и символического шага» до оппортунизма
Юлиан Гроза, исполнительный директор Института европейской политики и реформ, говорит, что момент подачи Республикой Молдова заявки на вступление в ЕС является особенным и представляет собой «формальный акт, чтобы попросить ЕС инициировать на европейском уровне внутренние процедуры расширения».
«Мне хотелось бы, чтобы эта заявка на членство была подана в совершенно ином контексте. В течение многих лет Республика Молдова предпринимала шаги в направлении европейской перспективы. Момент подачи данной заявки на вступление в ЕС является особенным. С одной стороны, у нас есть региональный контекст, с другой стороны, послания поддержки, исходящие от европейских чиновников, в том числе от председателя Еврокомиссии, который очень четко дал понять, что место Украины, Республики Молдова и Грузии – в ЕС. Теперь Молдова, Грузия и Украина ожидают, что ЕС направит сильный политический сигнал об обещании вступления», – прокомментировал Юлиан Гроза для ZdG.
Однако Екатерина Мардарович, директор Женского политического клуба «50/50», считает, что Молдова не должна была подавать заявку на членство сейчас.
«Я считаю, что нам не следовало подавать заявку на вступление в ЕС сейчас. Мы также влезли на телегу, на которую не следовало. Да, это возможность, но я не человек возможностей такого рода. Эта возможность не заставляет меня гордиться Республикой Молдова», – заключила эксперт.
Решение властей из Кишинева подать заявку на членство в ЕС оценивается Сорином Ионицэ, председателем «Expert Forum» из Бухареста, как «важный и символический шаг».
«Даже без нынешнего контекста безопасности Республика Молдова все равно подала бы заявку на членство. Таков был путь Республики Молдова. После подачи заявки на членство следующий шаг должен быть сделан в Европейском совете, где все страны единогласно должны одобрить кандидатуру Республики Молдова. 27 глав стран ЕС встречаются раз в три месяца на заседании Европейского совета. Заседание запланировано на конец марта, но я не знаю, достаточно ли времени до того момента. Еще одно заседание состоится в июне. Если Совет одобрит кандидатуру, Республики Молдова станет государством-кандидатом, и с этого момента начинаются переговоры по 35 главам. Чтобы запустить переговоры, все 27 стран должны сказать «да». Вот почему заявка на вступление ляжет на стол Европейского совета в момент, когда страна уверена, что никто не будет против», – сказал Сорин Ионицэ.
«Формально у Приднестровского региона нет никакого голоса в этом процессе, по крайней мере, на первых этапах»
Комментируя требование Тирасполя о признании сепаратистского региона и препятствия, которые так называемые власти могут создать на европейском пути Республики Молдова, Сорин Ионицэ говорит, что «формально у Приднестровского региона нет никакого голоса в этом процессе, по крайней мере, на первых этапах».
«Тема касается правительства в Кишиневе, глав 27 государств и Европейской комиссии. Приднестровский регион не является признанным актором, у которого есть позиция, поэтому никто, попутно, не спрашивает, чего хочет этот регион. В какой-то момент в переговорном процессе Молдове придется принять решение в отношении Приднестровского региона. Нужно будет знать, где мы проведем внешнюю границу ЕС. На протяжении 30 лет Приднестровский регион играл так, как ему было удобно. Тираспольцев устраивает экспорт в ЕС, пользование преимуществами, а когда это их не устраивает, они вынимают из ящика подготовленную независимость и размахивают ею. Это не может продолжаться, и в ходе переговоров это будет прояснено. Теперь они могут только заблокировать статус Республики Молдова как страны-кандидата через дестабилизацию или подкинуть мяч Путину, а он осуществит дестабилизацию. Юридически они не могут возражать против получения статуса кандидата», – прокомментировал также Сорин Ионицэ для ZdG.
Что касается АТО Гагаузия, то эксперт говорит, что, скорее всего, в какой-то момент уступки, которые она получила в 90-х годах от правительства, могут быть поставлены под сомнение.
«Если они хотят независимости, давайте дадим им независимость, пусть будут с русскими, а не преследовать нас в течение 30 лет»
Со своей стороны, Екатерина Мардарович утверждает, что теперь власти в Кишиневе должны твердо определиться с путем Приднестровского региона.
«У нас нет вооруженных сил или других сил, чтобы вывести российские войска из Приднестровского региона, поэтому, если они хотят независимости, давайте дадим им независимость. Мы понимаем, насколько высок интерес России к Приднестровскому региону и почему. В данном случае я говорю, что мы не должны придавать им особый статус. Я категорически против особого статуса. Если они хотят независимости, давайте дадим им независимость, пусть будут с русскими, а не преследуют нас в течение 30 лет. Из-за этого преследования мы не смогли продвинуться вперед. Те, кто из Приднестровского региона, воспользовались всеми преимуществами, которые имела Молдова, потому что мы прикладывали усилия для интеграции, корректировки законодательства, демократизации общества. Независимые или с нами, без какого-либо особого статуса. Давайте позволим им строить отношения так, как они хотят и с кем они хотят», – заключила Екатерина Мардарович.
Долгий путь вступления в ЕС
Для того, чтобы стать государством-членом ЕС, Республике Молдова еще предстоит пройти много этапов, считает Юлиан Гроза, согласно которому страна предпринимает шаги в этом направлении с 2017 года, реализуя Соглашение об ассоциации и свободной торговле с ЕС.
«Соглашение об ассоциации также подразумевает обязательство Республики Молдова по гармонизации национального законодательства с законодательством ЕС. Более 70% европейского законодательства включено в Соглашение об ассоциации, и из этого пакета, на данный момент, Молдова практически транспонировала в национальную базу более 60% европейского законодательства. Важно, что Молдова продвигается вперед в транспонировании и реализации других директив Соглашения об ассоциации, чтобы имплементировать его в полном объеме. В момент, когда мы продвинемся вперед в имплементации этого Соглашения, нам будет еще легче продвигаться в дискуссиях на уровне ЕС о следующих этапах», – сказал Гроза.
Он также говорит, что не существует чрезвычайной процедуры вступления в ЕС, и что каждая страна несет ответственность за путь, который проходит в этом процессе.
«Для Республики Молдова сейчас начинается процесс, который может занять от 5 до 10 лет или даже дольше. Страны Западных Балкан – Хорватия, Сербия, Черногория, Македония и Албания – получили эту перспективу в начале 2000-х годов. Только Хорватия стала страной-членом ЕС в 2013 году, остальные страны находятся на разных этапах: у некоторых статус кандидата, другие ведут переговоры относительно договора о вступлении. Так что в процессе переговоров о присоединении большое значение имеет уровень готовности», – считает аналитик.
В свою очередь, Сорин Ионицэ говорит, что успех в этом процессе зависит от скорости, с которой будут двигаться молдавские власти.
«Можно быть страной со статусом кандидата в течение многих лет. Однако я считаю, что этого не произойдет в случае Республики Молдова, потому что Молдова уже предвосхищает, применяет правила и положения, просто чтобы быть максимально подготовленной и облегчить себе задачу на этапах переговоров. Да и кризис беженцев из Украины – это возможность сблизиться с ЕС, поработать с Еврокомиссией. Все визиты в Молдову, даже визиты американских официальных лиц, не лишены значения», – добавил эксперт из Бухареста.
ЕС начинает обсуждения
Первое обсуждение трех заявок на вступление, поданных в разгар войны, спровоцированной Россией в Украине, состоялось 7 марта в Брюсселе. Днем позже в Еврокомиссию поступили заявления с просьбой провести оценку в каждом отдельном случае.
_____
Европейский союз является результатом постоянно развивающегося процесса интеграции и расширения. В 1951 году шесть стран – Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды – основали Европейское объединение угля и стали, а затем в 1957 году Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии.
Затем последовали шесть последовательных волн расширения:
1973 – Дания, Ирландия и Великобритания
1981 – Греция
1986 – Испания и Португалия
1995 – Австрия, Финляндия и Швеция
2004 – Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия
1 января 2007 – Вступление в ЕС Румынии и Болгарии
2013 – Хорватия
Албания, Республика Северная Македония, Черногория, Сербия и Турция в настоящее время являются странами-кандидатами.
Албания подала заявку в апреле 2009 года, получила статус кандидата в июне 2014 года, а решение об открытии переговоров о присоединении было принято 24 марта 2020 года.
Республика Северная Македония –подала заявку в марте 2004 года, будучи кандидатом в ЕС с декабря 2005 года.
Черногория – подала заявку в декабре 2008 года, в декабре 2010 года стала кандидатом в ЕС, а переговоры начались в июне 2012 года.
Сербия – подала заявку в декабре 2009 года, в марте 2012 года получила статус страны-кандидата, а переговоры о вступлении были начаты в январе 2014 года.
Турция –в 1987 году подала заявку на членство и была объявлена страной-кандидатом в 1999 году. Переговоры были начаты в октябре 2005 года.
Румыния, ближайшая к Республике Молдова страна ЕС, подала заявку на членство в июне 1995 года, а в декабре 1999 года получила статус страны-кандидата. Переговоры были начаты в октябре 2005 года, а 1 января 2007 года Румыния присоединилась к ЕС в рамках пятой волны расширения.
Виктория БОРОДИН