Материал Еврорадио
Война в Украине длится почти два месяца. Внимание всего мира приковано к разрушениям городов и массовым убийствам, а также к гуманитарной катастрофе. Но есть ещё как минимум одна незаметная жертва российского вторжения — экология. И проблемы с ней не знают границ, поэтому негативное влияние может на себе прочувствовать вся Европа.
Цепная реакция
Одна из основных опасностей связана с тем, что Украина, а особенно восточные регионы, имеет множество промышленных предприятий. А где промышленность — там и её отходы, которые нужно правильно хранить.
Например, группа экспертов под эгидой ОБСЕ ещё в контексте конфликта на Донбассе обращала внимание на опасность выбросов из химических предприятий Украины. Например, коксохимический завод в Авдеевке — почти что на границе так называемой “ДНР” — и другие похожие, у которых есть свои хранилища с отходами.
В случае попадания снаряда в так называемое хвостохранилище — туда, где хранят отходы, своего рода полное химикатов озеро, — может запуститься цепная реакция. Повреждается дамба, после чего все химикаты попадут в ближайшие реки и водозаборы. Загрязнения в воде тоже не знают границ — и попасть они смогут куда угодно. А такие химикаты могут привести к очень серьёзным проблемам со здоровьем.
Фактически сегодня химическое предприятие в случае повреждения может стать страшнее любой бомбы. Например, россияне несколько раз попадали в цистерны с азотной кислотой возле Рубежного (Луганская область), в итоге происходил серьёзный выброс веществ в воздух — что также очень опасно. А в начале марта, например, снаряд попал в состав с пенополиуретаном под Киевом. Это, уверены в украинской организации “Екодія”, может привести не только к прямым отравлениям, но и к кислотным дождям.
Каждое попадание российских снарядов в заводы или нефтебазы наносит ущерб экологии, который не только природа, но и люди будут чувствовать годами.
Ядовитые снаряды
Сами снаряды, как и военная техника, несут смерть не только людям, но и природе. Разлитое топливо загрязняет почву и грунтовые воды, а отработанное оружие оставляет после себя тяжёлые металлы.
“От взрывов снарядов и бомб нарушается рельеф, разрушаются и проседают почвы, выводятся из строя значительные массивы пашни, происходят подтопления участков, уничтожается природная среда обитания отдельных популяций. Химические соединения, содержащиеся в боеприпасах, загрязняют воздух и воду. В районе активных боёв почвы массово загрязняются горюче-смазочными материалами, металлическими осколками от снарядов и мин, а также обеднённым ураном, который используется для повышения бронебойной способности некоторых боеприпасов. Эти почвы ещё долго могут быть непригодными для сельского хозяйства”, — предупреждает украинский портал “ЭкоПолитика”.
Риски — не только в загрязнениях топливом и снарядами. Возрастают риски лесных пожаров, а во время боевых действий оперативно гасить возгорания проблематично — поэтому огонь может серьёзно повредить лесу. А лес — важная часть экосистемы. А если это загрязнённый лес в зоне отчуждения — тогда всё ещё серьёзнее.
Экоцид
И в результате обстрелов, и просто от голода в Украине погибают животные. Например, в Чернобаевке из-за действий россиян на птицефабрике погибли четыре миллиона (!) кур. Это серьёзный вызов экологии Херсонской области и не только. Во-первых, страдает биоразнообразие, а во-вторых, множество убитых животных так и остаются на полях и в лесах, что может быть небезопасным для природы и человека.
Заповедные территории с уникальными растениями, животными и птицами тоже страдают — часть находится под контролем российских военных. И там появляются не только топливо и отходы военной техники, но и банальный мусор — если не упоминать про вырубки лесов в своих целях.
Военные действия приводят к загрязнениям и грунта, и воды, и воздуха. Вредные вещества, поднятые в воздух, могут направиться куда угодно — с непредсказуемыми последствиями. Точно так же и с водой.
Про АЭС не упоминали специально: опасность происшествий на атомных станциях очевидна и о ней говорят все. Пока что, к счастью, МАГАТЭ уверено в отсутствии серьёзных рисков. Но в случае ЧП (этого исключать нельзя) последствия могут быть устрашающими.
Сейчас все факты экологических преступлений России активно собирает украинское Министерство окружающей среды, а также экоактивисты. При этом между фиксацией фактов и оценкой ущерба есть большая разница: второе сделать очень сложно, ведь во многие места не могут выехать учёные. Генпрокуратура Украины называет всё происходящее словом “экоцид”.
Но последствия этих событий будут и в России: в компетенцию Международного уголовного суда входят и преступления против окружающей среды. То есть в перспективе к ответственности российское руководство и военные будут привлечены не только за военные преступления и преступления против человечности, но и за действия, которые могут привести к экологическим проблемам для значительной части Европы.