Медиа-машина, созданная Кремлем, представляет собой огромную индустрию, методично созданную на протяжении десятилетий и распространенную по всему миру. Республика Молдова очень легко стала жертвой средств массовой информации, а ее информационное пространство в течение 30 лет контролировалось российскими СМИ. Почему? Из-за многолетней коррупции и преступной связи между двумя коррумпированными властями из Москвы и из Кишинева.
Медиа-учреждение, контролируемое клептократией, не должно быть одобрено нигде в мире, потому что оно не имеет ничего общего с реальной журналистикой и общественными интересами. Однако российские каналы постоянно действовали на территории Республики Молдова и опьяняли граждан.
В то же время, независимая отечественная пресса, которая всегда стремилась уважать профессиональную этику, служа общественным интересам, была постоянно маргинализирована, игнорировалась или даже подвергалась нападкам со стороны структур государства: представителей правительства, бизнеса, рекламы, в опросах общественного мнения.
Деньги от рекламы крупных европейских или местных предприятий всегда, в основном, шли в контролируемые олигархами редакции, ретранслирующие российские каналы. У всех были оправдания и объяснения, все они были в высшей степени защитниками демократических норм, все говорили, что у них нет ничего с независимой прессой, но правила таковы, что они должны ориентироваться на аудиторию. Деньги Москвы, наряду с европейскими деньгами, шли на содержание редакций, которые поставляли подделки, занимались манипуляциями и выполняли политические заказы, искажали реальность и плодили армии троллей.
Наконец, пузырь лопнул именно там, где псевдожурналисты не ожидали от прокремлевских СМИ. В понедельник вечером журналистка Марина Овсянникова появилась во время прямого эфира программы „Время” на Первом канале – главном российском государственном канале, с плакатом с надписью: „Остановите войну. Не верьте пропаганде. Здесь вам врут”. Журналистку сразу же признали очень храброй. Тем не менее, ее героизм многие оспорили. Люди считают, что вред, которого она нанесла, работая многие годы на этом канале, распространяющего ложь, слишком велик, и теперь его трудно восполнить. Однако ее поступок также побудил других отказаться от этой махины, которая пропагандирует войну и скрывает преступления российского режима против Украины.
Первый канал, НТВ и другие путинские каналы начали давать трещины. Пропагандисты с удостоверениями журналистов начали покидать корабль СМИ: одни бежали в европейские государства, где у них имеется недвижимость, другие не могут убежать, но пытаются достать билеты, а оставшиеся все больше разочаровываются и задаются вопросам, на которые нет ответов.
Те, кто уходит, лишь частично сохраняют свою репутацию, а те, кто остается, окончательно хоронят ее. Но наша проблема не в Москве, а в Кишиневе, где есть несколько редакций, обслуживающих московский режим: НТВ Молдова, Accent TV, Первый канал, контролируемый Игорем Додоном, а также каналы, захваченные Иланом Шором.
Эта война, вся эта трагедия является прекрасной возможностью для очищения политической, правительственной и медийной жизни. Сейчас невозможно быть посередине, поддерживая Путина и жалея детей, убитых в Украине, получать зарплату на НТВ и быть солидарным с беженцами, лгать по телевизору, а дома выступать против войны.
Эта трагедия может придать облегчение: любой, кто поддерживает Путина, любой, кто оправдывает его преступные действия в Украине, танком или СМИ, причастен к военным преступлениям и будет воспринят соответственно. Любой человек с удостоверением журналиста должен немедленно и безоговорочно оставить эту машину и перейти на сторону истины, должен объяснить эту войну и осудить ее. Любая задержка с этим шагом наносит вред владельцам этих удостоверений, а для исправления имиджа понадобиться время, а возможно, это станет даже невозможным.
Алина РАДУ