30 лет назад, 2 марта 1992 года, началась война в Приднестровском регионе Республики Молдова. На тот момент у Республики Молдова не было вновь созданной армии, поэтому она отправила на фронт полицейских, солдат запаса и добровольцев, все они имели крайне плохое техническое оснащение. С другой стороны, приднестровскую армию поддерживала армия Российской Федерации, обладающая огромным военным арсеналом.
При всем этом, Россия всегда отрицала свою причастность к этой войне. Пока ее не доказал Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в рамках дела знаменитой группы Илашку, которая была арестована во время войны и содержалась в приднестровских тюрьмах. После этого решения Россия признала свою вину, выплатила военнопленным компенсации, установленные Высоким судом, но так и не вывела свою армию из Приднестровского региона Республики Молдова.
Решение по делу Илашку было принято 8 июля 2004 года, через 12 лет после окончания войны, но при этом некоторые члены группы все еще незаконно содержались в приднестровских тюрьмах.
Перед вынесением этого решения судьи Высокого суда получили уникальный опыт, впервые отправившись в сепаратистский регион, чтобы заслушать заявителей в тюрьме.
«Суд назначил четырех делегатов (…), которые заслушали свидетелей в Кишиневе и Тирасполе в период с 10 по 15 марта 2003 года. В Кишиневе свидетели были заслушаны в штаб-квартире Миссии ОБСЕ в Республике Молдова (…). В Тирасполе делегаты Суда заслушали заявителей, а также других свидетелей, находившихся в Приднестровье в тюрьме № 3 в Тирасполе, а также свидетелей, входивших в состав вооруженных сил Российской Федерации, в штабе Российской оперативной группы в Приднестровском регионе Республики Молдова («РОГ»). Всего делегаты заслушали 43 свидетеля, вызванных сторонами и Судом», – говорится в решении.
Каковы были доказательства участия российских вооруженных сил в этой войне против Республики Молдова?
— Истцы утверждали, что тысячи русских казаков прибыли из России, чтобы воевать на стороне сепаратистов, а российское объединение «Союз казаков» было признано властями Российской Федерации. Они заявили, что власти Российской Федерации не воспрепятствовали прибытию казаков из России, хотя президент Республики Молдова М. Снегур просил их об этом. Напротив, офицеры Четырнадцатой армии получили с начала марта 1992 года около восьмисот казаков, которых они вооружили. Заявители утверждали по этому вопросу, что, хотя в 1988 году на территории Республики Молдова не было ни одного казака, в настоящее время почти десять тысяч казаков, прибывающих из Российской Федерации, проживают на приднестровской территории.
— Суд отмечает, что несколько документов из дела, а также показания, полученные делегатами, свидетельствуют о массовом прибытии казаков и других российских граждан в приднестровский регион для участия в боевых действиях на стороне сепаратистов. Он также отмечает, что Правительство Российской Федерации не опровергло эти факты. Таким образом, Суд констатирует, вне всякого резонного сомнения, что российские граждане прибыли в большом количестве в Приднестровский регион, чтобы сражаться вместе с приднестровскими сепаратистами против молдавских сил.
— Свидетельские показания Илие Илашку: Утром 2 июня 1992 года, около 4:30, когда его собака во дворе начала лаять, заявитель посмотрел в окно и увидел вооруженных солдат, одетых в камуфляжи и бронежилеты, перепрыгивающих через забор и занимающих боевые позиции. Солдаты носили форму Четырнадцатой армии с гербами Советского Союза. Семья истца, находившаяся в Тирасполе, спала. Заявитель пошел запереть дверь дома, которая была незаперта. Внезапно дверь открылась, и пять или шесть солдат вошли внутрь и ударили его по лицу прикладом пистолета, и связали ему руки за спиной. Когда его вывели на улицу, он увидел, что во дворе и вокруг него находилось около 50-60 солдат во главе с полковником в сопровождении подполковника, имя которого заявитель позже узнал – Владимир Горбов, и две бронемашины в конце улицы. В то же время заявитель узнал среди лиц, которые начали обыскивать дом, некоего Виктора Гушана, из приднестровских спецслужб. (…) Заявитель был доставлен в здание Тираспольского министерства безопасности и помещен в подвальную камеру. Позже заявителя отвели в комнату, где его допросил Вадим Шевцов, «министр безопасности ПМР» и трое других полковников, одетых в форму Четырнадцатой армии. Заявитель услышал от охранников, что трое полковников были из секретных служб Управления контрразведки Четырнадцатой армии.
— 2 апреля 1992 года генерал Неткачев, командующий РОГ (Четырнадцатой армией), приказал молдавским силам, окружившим оккупированный сепаратистами город Тигина (Бендеры), немедленно уйти, иначе российская армия нанесет ответный удар. Заявители утверждают, что после этого ультиматума генерала Неткачева начались совместные военные учения Четырнадцатой армии и сепаратистов на Тираспольском полигоне Четырнадцатой армии.
— В письме, адресованном в апреле 1992 года главам государств-членов Совета Безопасности ООН, ОБСЕ и СНГ, г-н Снегур (президент Республики Молдова) обвинил командование Четырнадцатой армии в том, что в декабре 1991 года он вооружил приднестровские формирования и осудил позицию 6-го съезда российских депутатов, который требовал сохранения в Республике Молдова подразделений армии РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в качестве «миротворческих сил».
— 20 мая 1992 года председатель Парламента Республики Молдова выразил протест против оккупации 19 мая 1992 года других районов Приднестровья силами Четырнадцатой армии при поддержке казачьих и российских наемников, а также военизированными формированиями из Приднестровья. По мнению Президентуры и Парламента, эта военная агрессия со стороны Российской Федерации нарушила суверенитет Республики Молдова и все нормы международного права, проведя иллюзорные переговоры по поиску решения приднестровского конфликта.
— Обвинив Российскую Федерацию в вооружении сепаратистов в Приднестровском регионе, председатель Парламента Республики Молдова обратился к Верховному совету Российской Федерации с требованием прекратить эту агрессию и вывести свои российские вооруженные силы с территории Республики Молдова.
— 26 мая 1992 года Парламент Республики Молдова направил письмо Верховному совету Украины, выразив благодарность Парламента Республики Молдова украинским властям, которые не присоединились к оккупации 19 мая 1992 года.
— 21 октября 1994 года Республика Молдова и Российская Федерация подписали Соглашение о правовом статусе, порядке и сроках вывода воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова. Статья 2 этого соглашения предусматривает синхронизацию вывода армии Российской Федерации с территории Республики Молдова с политическим урегулированием приднестровского конфликта и установление особого статуса для «Приднестровского региона Республики Молдова». Не будучи ратифицированным властями Российской Федерации, это соглашение так и не вступило в силу.
Примечание редакции:
После окончания войны Вадим Шевцов-Антюфеев был назначен министром безопасности на 20 лет. Затем, когда в Донецкой области началась российская война против Украины, он стал вице-премьером новой самопровозглашенной Донецкой Республики. Его супруга в настоящее время является членом тираспольского законодательного органа. Виктор Гушан стал самым богатым и влиятельным бизнесменом в регионе.
Другие участники Приднестровской войны со стороны России стали воевать против украинского народа: Игорь Стрелков-Гиркин был министром обороны в самопровозглашенной Донецкой Республике, Александр Бородай стал депутатом в российской Думе, затем – заместителем сепаратистского правительства в Донецке.
Фото: mopmr.idknet.com