Курс российского рубля за последние два дня упал до исторических минимумов по отношению к доллару и евро. Все это произошло после того, как президент России Владимир Путин начал военные действия в Украине. Война привела к девальвации украинской гривны.
На фоне сложившейся ситуации некоторые банки Молдовы и валютные кассы спекулируют и покупают гривну по курсу в 1 бан (0,001 лея). И это при том, что официальный курс гривны, установленный Национальным банком Молдовы (НБМ) на 25 февраля, составляет 0,59 лея за украинскую гривну. Эксперты утверждают, что НБМ должен вмешаться, для этого у него есть все рычаги, и установить дополнительные требования к валютным курсам. Что касается того факта, что банки установили огромную разницу между курсом покупки и продажи украинской гривны, эксперты сошлись во мнении, что все усилия Нацбанка по восстановлению банковской системы после «кражи миллиарда», были уничтожены всего за сутки. Молдавские банки доказали свою безответственность.
Официальный курс Нацбанка на 25 февраля – 0,59 лея за гривну. По сравнению с предыдущим днем, гривна упала на 2 бана.
Однако многие банки и валютные кассы покупают украинскую гривну по курсу, который от 3 до 50 раз ниже курса Нацбанка Молдовы. Точнее, в большинстве обменных пунктов гривна покупается по 10, 14 или 15 банов, а продается – по 40-60 банов.
Moldindconbank не покупает и не продает украинскую гривну, а Victoriabank покупает гривну за один бан и продает ее за 60 банов.
Эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ считает, что Нацбанк должен вмешаться в ситуацию и принять специальные решения, даже если сложившаяся ситуация в большей степени является этическим вопросом и в меньшей – экономическим кризисом.
«Когда-то у нас регулировалась максимально допустимая разница между курсом продажи и курсом покупки валюты. Нацбанк, считая, что наши банки «повзрослели», стали ответственными ответственны, отменил эту норму. НБМ считал, что банки достаточно «созрели», чтобы действовать правильно. Несмотря на то, что несколько лет все так и было, события вчера и сегодня показали, что они безответственны, нецивилизованны и ведут себя дико. К сожалению, Нацбанк опоздал на два дня. Крайне важно, чтобы Нацбанк вмешался в пределах своей компетенции и, по крайней мере, временно, вновь ввел это ограничение. НБМ отменил эту норму, а теперь должен принять специальное решение для такой ситуации. Нацбанк имеет право так сделать. Должен собраться Консилиум. По моему мнению, ситуация больше этического характера, нежели экономического», – пояснил Вячеслав Ионицэ для «ZdG».
Он считает, что то, как поступили молдавские банки за последние дни, недопустимо, наносит вред их имиджу, лишает доверия со стороны людей.
«Нацбанк должен вмешаться не из-за того, что есть угрозы для валютного рынка, как такового риска нет, а для того, чтобы показать, что наша банковская система цивилизованная. После банковской кражи в 2014 году Нацбанк 7 лет прилагал колоссальные усилия для развития нашей банковской системы, но за 24 часа банки стерли все его усилия. Не стоит забывать, что банки работают с нами на основе доверия. Самое дорогое, что есть у банков, это не деньги или офисы, а доверие со стороны граждан. Поступки, которые они совершают, портят им весь имидж и подрывают доверие со стороны граждан», – добавил эксперт.
И исполнительный директор «Expert-Grup» Адриан Лупушор считает, что НБМ должен вмешаться и установить дополнительные требования к валютному курсу.
«К сожалению, отмечу, что спекуляции некоторых банков и валютных касс продолжаются и сегодня на фоне трагедии в Украине. Призываю Нацбанк Молдовы воспользоваться положениями закона о валютном регулировании, который позволяет ему в определенных ситуациях устанавливать дополнительные требования к валютным курсам, а также применять довольно жесткие санкции», – сообщил эксперт.
Лупушор недоумевает и не может понять, какими «моральными ориентирами руководствуются те, кто позволяет себе зарабатывать на таких трагедиях».
В свою очередь, координатор программы «Валютный сектор и экономическое моделирование» «Expert-Grup» Александру Фалэ заявил «ZdG», что поддерживает позицию Нацбанка. По его мнению, девальвация украинской гривны не повлияет на валютный рынок Молдовы, так как молдавский экспорт в Украину не очень велик.
«Возможны некоторые проблемы, но риск не очень большой. У нас прочный валютный рынок. У нас есть резервный банк, у валютной системы высокая ликвидность. В Молдове стабильная банковская система, которая может выдержать рискованную ситуацию. Нацбанк вмешивается, чтобы уменьшить определенные риски. На данный момент у Нацбанка есть ресурсы, но нет объективных причин для вмешательства, потому что мы больше импортируем из Украины, чем экспортируем», – заявил Фалэ.
Во второй половине дня 25 февраля коммерческий банк пересмотрел свой курс гривны, отметив, что «он рядом с украинским народом, который находится на территории Молдовы». Заявление этого банка было опубликовано в нескольких СМИ.
На 25 февраля Нацбанк Молдовы установил следующий курс:
- доллар США – 18,03 леев;
- евро – 20,15 леев;
- гривна – 0,59 лея;
- рубль – 0,21 лея.
Национальный банк Молдовы заявил, что предпринимает «усиленные меры по надзору за деятельностью пунктов обмена иностранной валюты, которые в соответствии с законом самостоятельно устанавливают обменный курс покупки и продажи валюты, имея обязательство соблюдать положения законодательства».
Между тем, НБМ «призывает участников рынка проявить понимание и сочувствие к украинским беженцам на территории Республики Молдова, чтобы оказать столь необходимую поддержку в эти трудные времена».
Виктория Бородин
Pingback: Live/ Украина – 2022. Война: День Второй. Путин обратился к военнослужащим армии Украины | Ziarul de Gardă RUS