Материл Еврорадио
Сбежать от преследования в другую страну — лучше, чем ничего, но полной гарантии безопасности это не даёт. Есть несколько примеров, когда “длинная рука КГБ” дотягивалась до противников режима и за границей.
Еврорадио в рубрике “Без намёков” вспоминает, как СССР решал вопрос “беглых”. Это экскурс в мировую историю — все параллели с современной Беларусью случайны.
Николай Хохлов — советский перебежчик и бывший капитан госбезопасности. Он сам был в составе агентов, выполнявших диверсионные спецоперации НКВД. Например, именно Хохлов в 1943-м был одним из организаторов убийства генерального комиссара Беларуси Вильгельма Кубе.
В 1954 году Хохлов вместе с группой других спецслужбистов отправился в Западную Германию убивать лидера Народно-трудового союза и бывшего белогвардейца Георгия Околовича. Однако этого не произошло: киллер предупредил свою жертву о подготовке покушения. Свой поступок Хохолов объяснял тем, что всё больше ему не нравилась политика партии и её методы. Хохлов согласился сотрудничать с ЦРУ.
В сентябре 1957-го экс-силовик участвовал в конференции Народно-трудового союза во Франкфурте-на-Майне. В перерыве ему подали чашку кофе, от которой он отпил половину. Там оказался… радиоактивный изотоп (таллий или полоний). Врачи три недели боролись за его жизнь и спасли. Недопитая половина чашки с отравленным кофе сыграла свою роль.
И хотя подозреваемых в нападении не задержали, но все понимали, кто “заказчик”.
Через месяц после неудачного отравления Хохлова в Западной Германии умирает один из лидеров украинских националистов Лев Ребет. Профессор Украинского свободного университета в Мюнхене был найден мёртвым на лестнице учреждения. Полиция посчитала, что смерть наступила в результате сердечного приступа.
Через два года в том же Мюнхене при похожих обстоятельствах умирает наиболее авторитетный лидер украинских националистов Степан Бандера: его тело находят на лестнице дома, где он жил. Врачи сначала предположили, что он умер от удара головой при падении, которое, в свою очередь, произошло из-за паралича сердца. Однако следственная экспертиза выявила в организме Бандеры следы цианистого калия. По горячим следам отравителя поймать не удалось.
Продолжение история получит ещё почти через два года: в августе 1961-го в Западный Берлин перебежал агент КГБ Богдан Сташинский. Он сам пришёл в полицию, где признался в убийстве и Ребета, и Бандеры. Обоих он убил из пистолета-шприца, стрелявшего ампулой с цианистым калием.
Сташинский был украинским националистом, но в 1950 году был арестован и завербован МГБ. Его использовали как агента-провокатора для выявления дислокации отрядов Украинской повстанческой армии.
Киллера признали виновным только в пособничестве убийству, а убийцами признали руководство КГБ СССР. Его осудили на восемь лет тюрьмы, из которых он отсидел только четыре. После освобождения Сташинский сотрудничал с западногерманской и американской разведкой. Его местожительство неизвестно. Если он ещё жив, то ему должно быть 90 лет.
В 1969 году болгарский диссидент, писатель и журналист Георгий Марков эмигрировал в Великобританию, спасаясь от преследования на родине. Он начал работать на Би-би-си.
В сентябре 1978 года Марков вышел с работы и направился к своему автомобилю. Проходя сквозь толпу, он споткнулся о чей-то зонтик и почувствовал укол. Человек с зонтиком извинился и исчез.
На следующий день у Маркова резко поднялась температура: его госпитализировали, но спасти не смогли. Перед смертью он успел рассказать об инциденте с зонтиком. При вскрытии в икре его ноги обнаружили металлическую капсулу с рицином.
Основной подозреваемый в убийстве Маркова — итальянец Франческо Гулино, живущий в Дании. Он никогда не был осуждён из-за отсутствия улик. Считается, что он был арестован в Болгарии за контрабанду и завербован местным КГБ.
Бывший генерал-майор КГБ Олег Калугин, который в 90-е уехал из России в США, сделал ряд заявлений-разоблачений о работе советских спецлужб. Он утверждает, что именно через него передавались указания советским агентам обеспечить КГБ Болгарии зонтом с ядом.
Коллаж Влада Рубанова