2016 год охарактеризовал себя недееспособным политическим климатом перед лицом коррупции в Республике Молдова, постоянно ухудшая уровень жизни.
Полиция время от времени неоправданно применяла или превышала силу при разгоне уличных протестов. Выражались сомнения в справедливости процессов по нескольким громким уголовным делам, в том числе в связи с избирательностью правосудия. СМИ в целом оставались свободными, хотя и менее плюралистичными по сравнению с предыдущими годами. Ничего не делалось для устранения структурных причин безнаказанности пыток и жестокого обращения. Некоторые пенитенциарные учреждения были переполнены и отличались неудовлетворительными условиями содержания. Законодательство позволяло принудительно помещать в психиатрические учреждения и лечить там людей с инвалидностью без их согласия.
Предлагаем вниманию читателей доклад Amnesty International по правам человека за 2016 год.
Краткая справка
Политическая атмосфера по-прежнему характеризовалась ощущением бессилия перед лицом коррупции и снижающегося уровня жизни, что вело к недовольству в обществе и отдельным протестам. Слухи о политическом вмешательстве со стороны видного олигарха после внезапного ареста бывшего премьер-министра Владимира Филата в октябре 2015 года привели к масштабным демонстрациям. Относительная политическая стабильность была достигнута в январе благодаря непрозрачным кулуарным договоренностям между партиями, приведшим к назначению нового премьер-министра. Конституционный суд 3 марта постановил, что президент страны должен избираться прямым всеобщим голосованием. Поэтому 30 октября состоялись первые с 1996 года прямые президентские выборы (второй тур прошел 13 ноября).
Свобода собраний
Демонстрации в столице страны Кишиневе и других городах проходили мирно, за исключением некоторых незначительных столкновений между протестующими и полицией. Полиция, которая в целом вела себя сдержанно, время от времени неоправданно применяла или превышала силу, включая использование слезоточивого газа и дубинок.
Продолжался суд над семью протестующими из «группы Петренко» (за попытку ворваться в здание Генеральной прокуратуры во время демонстрации 6 сентября 2015 года). Они обвиняются в «попытке организации массовых беспорядков». Шестеро из них провели под стражей более полугода. После серьезной критики, звучавшей внутри Молдовы и за рубежом, шестерых арестованных подсудимых 22 февраля поместили под домашний арест, а через месяц отпустили на поруки, ограничив их свободу передвижения.
Несправедливые судебные процессы
Дело в отношении «группы Петренко» и еще несколько случаев уголовного преследования вызвали опасения по поводу политической ангажированности.
После восьми месяцев предварительного ареста 27 июня Владимира Филата признали виновным в «пассивной коррупции» и «извлечении выгоды из влияния» в связи с мошенничеством, в результате которого Национальный банк в 2014 году лишился более трети своих резервов, и приговорили к девяти годам лишения свободы. Суд над ним проходил в закрытом режиме и оставил после себя больше вопросов, чем ответов, в том числе в связи с тем, что расследование не коснулось ни одного другого политика. Защита обжаловала вердикт, заявив о процессуальных нарушениях и неравенстве сторон в ходе разбирательства. Последнее было официально опровергнуто, но в силу закрытости процесса ни одно из утверждений невозможно независимо перепроверить. Сообщалось, что во время разбирательства Владимир Филат в течение 20 дней проводил голодовку и однажды потерял сознание в зале суда.
Свобода выражения мнений – СМИ
Несмотря на то что свобода СМИ в целом соблюдалась, имелись сомнения в их независимости ввиду сосредоточения всех медийных активов в руках нескольких человек. Как минимум два известных независимых, критически настроенных журналиста жаловались на анонимные угрозы. В августе был произведен выстрел в окно квартиры, в которой живет дочь Константина Кеяну. Ранее журналист получил СМС с предостережениями, что его «остановят», если он не перестанет писать об олигархической системе. Телеведущая Наталья Морарь сообщила, что ей приходили аналогичные предупреждения из источника, который она охарактеризовала как надежный. Оба журналиста подали официальные заявления в полицию в связи с инцидентами.
Пытки и другие виды жестокого обращения
Ничего не делалось для устранения структурных причин безнаказанности пыток и жестокого обращения: предполагаемых виновников привлекали к ответственности крайне редко. С января по июнь 331 человек подал в прокуратуру жалобы на пытки и жестокое обращение. Из 19 дел о пытках, которые были рассмотрены судами, 15 завершились вынесением обвинительного приговора, но лишь двоих из 18 подсудимых приговорили к лишению свободы.
Родственники и адвокат Владимира Филата постоянно говорили о жестоком обращении с ним, включая помещение его в изолятор, условия в котором, по их словам, можно расценивать как пытки. Это снова привлекло внимание к пенитенциарному учреждению № 13 в Кишиневе, которое критиковали независимые наблюдатели в предыдущие годы. Все просьбы о независимом посещении Филата, в том числе представителями Amnesty International, были отклонены, причем даже после его осуждения. Тем не менее Amnesty International удалось побывать в учреждении и убедиться, что несмотря на видимые улучшения в одних камерах (которые обычно оплачивают родственники заключенных), в других наблюдалась переполненность и антисанитария.
В июне Европейский комитет по предупреждению пыток отчитался о своем визите в Молдову в сентябре 2015 года. Он отметил прогресс по сравнению с 2011 годом, однако отметил, что сохраняется обеспокоенность в связи с превышением полицией силы при арестах, жестоком обращении с задержанными во время «предварительных допросов» и «пугающими масштабами» переполненности в некоторых тюрьмах.
Правовые, конституционные и институциональные изменения
Вступившие в силу 26 мая поправки к Уголовно-процессуальному кодексу укрепили гарантии от произвольного взятия под стражу до суда, требуя по возможности использовать альтернативы предварительному аресту.
Права лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексов
В Кишиневе 22 мая состоялся самый большой в истории гей-прайд, в котором приняли участие около 300 человек. Некоторые противники марша пытались нападать на ЛГБТИ-активистов. Полиция обеспечила надежный кордон, но в итоге решила эвакуировать участников автобусами незадолго до того, как шествие дошло до места назначения.
Дискриминация — лица с инвалидностью
Специальный докладчик ООН по вопросу о правах инвалидов потребовал от властей срочно прекратить помещать лиц с инвалидностью в психиатрические учреждения и психоневрологические интернаты. Законодательство позволяет производить принудительную госпитализацию и недобровольное психиатрическое лечение лиц с инвалидностью, а также недобровольное прерывание беременности на основании психосоциальной или умственной неполноценности.