Если внимательно посмотреть на цены в киосках, расположенных вблизи школ, можно заметить, что там продаются самые дорогие в городе булочки. И это потому, что они предназначены детям, а они, когда голодные, не будут думать о цене. Главное, чтобы булочки выглядели аппетитно, чтобы в них было много крема или глутамата. В конце концов, звездой станет тот ребенок, который купит самый яркий и большой пакет с сухариками с ароматом прошутто крудо. Он будет героем класса, будет считаться силачом, побеждающим цены, который знает вкус чего-то такого, к чему не каждый имеет доступ. Он станет образцом успешного человека.
Если внимательно посмотреть на цены в аптеках, расположенных около больниц и поликлиник, можно заметить, что зачастую лекарства там дороже, чем в городе. Люди, которые покупают там медикаменты, вовсе не дураки: в эти аптеки их приводят несчастья, страдания, страх перед смертельными болезнями, которыми страдают они или их близкие. Жизнь заставляет их не мешкая покупать по любой цене необходимое лекарство.
Между тем, владельцы булочных, фастфудов и особенно аптек, строят дворцы, покупают роскошные автомобили. Затем расширяют свой бизнес. Покупают другие аптеки и другие магазины, даже рестораны и отели. И продолжают богатеть на деньги проголодавшихся детей и больных, испытывающие неимоверные боли.
О морали больших денег в Республике Молдова практически никто не говорит. Некому. У тех, кто их зарабатывает, – другие приоритеты. Люди, которые заработали деньги на анальгине и сухариках со вкусом ветчины, стоят в одном ряду с теми, кто продал страну находясь на государственных должностях. Каждый из них прошел через трудности, так что решили отдохнуть вместе, почувствовать себя хорошо, насладиться жизнью сейчас. Возможно, завтра или в любой другой день все единогласно скажут, что вот Н не заработал деньги честным путем. но сегодня – сегодня все живут так. Эти аморальные примеры день ото дня ретушируются прессой, журналисты припудривают (как сказала Майя Санду) лица отвратительных крупных взяточников, а беспринципные существа, которых с детства приучали аплодировать всем тем, кто носит блестящие маски, хлопают в ладоши до боли в руках.
В здоровом обществе каждому должно хватать места: и больным, которые нуждаются в аспирине, и аптекарям, которые продают аспирин дороже. Но среди всех них должно быть гражданское общество, которое обязано бить тревогу, которое должно потребовать урегулирования цен, которые мы платим за таблетки от головной боли, но и наказаний, которые мы должны понести если нам вздумается воровать у больных, детей и у других жертв глутамата натрия.
Сколько раз мне хотелось наглотаться аспирина (чтобы избавиться от приступов лихорадки), при виде того, как так называемые представители гражданского общества хвастаюстся, чей джип круче и как можно еще распорядиться бюджетами проектов по борьбе с коррупцией, чтобы купить новый джип или построить частный дом на участке, полученном НПО для общественных целей. Несколько самых активных представителей неправительственных организаций вошли в политику, став самой молчаливой частью политики – «миллиардеров».
Нам не хватает настоящих людей, с развитым чувством гражданского долга. Нам не хватает людей, которые боролись бы с лощеными взяточниками. Нам не хватает людей, которые могли бы проинформировать тех, кто отдает последние гроши и надежды за пакет с сухариками, которые впоследствии заставляют идти в аптеку, или за аспирин, который помогает другим покупать джип или роскошный отель. Разоблачение аморальности и борьба с коррупцией — это слишком тяжелая работа, которую способны выполнить немногие. Но как много аспирина пришлось бы выпить политическому классу, если бы гражданское общество реально бы сплотилось и начало бы большой проект под названием «Сухари с усилителем вкуса для коррупционеров, оказавшихся в тюрьме».
Алина РАДУ