Материал Hromadske
Зеленский — это фюрер, у генсека НАТО биполярное расстройство, а Россия — одна из трех сверхдержав. Все это — тезисы из популярных российских телепрограмм. Попеременно борясь с приступами гнева, отрицания и тошноты, журналист hromadske посмотрел рейтинговые российские политические шоу, чтобы понять, как прокремлевская пропаганда с помощью разного рода манипуляций готовит своих граждан к войне с Украиной.
И ста тысяч мало
Каждый выпуск программы «60 минут» на канале «Россия» начинается с долгого вступления ведущей. Ольга Скабеева, как на собрании комсомольского актива, докладывает о положении России в мире. Ее десяти-, а то и двадцатиминутные монологи прерывают только цитаты западных или украинских политиков. Дальше за дело берутся разного рода «эксперты».
«Кричат: 100 тысяч военнослужащих сосредоточены на восточной границе Украины. Что такое 100 тысяч? Этого мало для полномасштабного наступления», — уверяет Евгений Бужинский, руководитель Центра политико-военных исследований факультета мировой политики Московского государственного университета.
«Сколько вам нужно, чтобы начать?» — со смехом спрашивает его ведущий, словно речь идет о том, сколько генерал-лейтенанту запаса Бужинскому нужно выпить, чтобы станцевать на столе.
«Значительно больше, — серьезно отвечает гость. — А чтобы подстраховаться от возможных провокаций Украины на Донбассе, этого вполне достаточно. Плюс воздушно-космических сил России западного и южного округов хватит, чтобы ответить в случае агрессивных действий со стороны Украины».
«60 минут» — самая рейтинговая социально-политическая программа на российском телевидении. И именно она сейчас является наиболее ярким представителем прокремлевской пропаганды — максимально субъективной, даже без намека на нейтральность. Риторика ведущих и гостей — либо воинственная, либо ироничная. Соединенным Штатам угрожают. Над отдельными западными политиками — насмехаются. Над Украиной тоже насмехаются, но одновременно и угрожают.
В идеале, Украина должна прислушаться и исправиться, вернувшись в лоно «русского мира». Но поскольку это невозможно естественным путем, Россия может решиться и на оккупацию — но только при определенных условиях (например, кризис легитимности власти). Но сделать из близкой страны врага напрямую сложно, поэтому сначала надо приучить зрителей не воспринимать это государство всерьез. Тогда и война с ней будет восприниматься не столь трагически.
Она сама виновата!
«Украина ходит по миру, попрошайничает: “Подайте оружия, потому что очень умереть хочется!”», — так 28 ноября начал свою еженедельную программу Владимир Соловьев.
«Киеву нужна война. У Зеленского рейтинг падает, олигархи недовольны, фракция в Раде рассыпается, в стране энергетический и коронавирусный кризис», — флегматично перечисляет Соловьев заветные мечты Кремля.
Разговоры о том, что Украина сама виновата в том, что на нее нападет Россия, крайне популярны на российском телевидении. Ожидание апокалипсиса, который придет в Украину по согласованному с «Газпромом» расписанию, тоже является обязательной частью прокремлевской пропаганды.
«Количество провокаций на Донбассе и возле Крыма будет увеличиваться, и у России не останется шанса не вмешаться в эту ситуацию», — считает руководитель информагентства News Front Константин Кнырик.
«Принуждать к миру умеем, натренировались. Делаем это профессионально», — резюмирует ведущая Ольга Скабеева.
Фраза «побуждение к миру» стала мемом после того, как Россия в 2008 году так объяснила свое вторжение на территорию Грузии. Мол, остановили наступательную операцию этой страны против ее неподконтрольных территорий. Таким образом, когда кто-то на российском ток-шоу говорит о принуждении к миру уже в контексте Украины, это сигнал, что Россия может пойти по уже испытанному ранее сценарию. Оккупация 20% территории Грузии не имела для России никаких последствий. Первые санкции путинский режим получил после оккупации Крыма в 2014-м.
Игра теней и сравнение с Гитлером
«Там, где газом не пахнет, снова пахнет войной. Пустив отопительный сезон на самотек, Украина во всем обвиняет Путина. В этот раз осеннее обострение в Украине началось с приезда в Украину министра обороны США Остина Ллойда. Высокого гостя из Америки руководитель колонии встречает по уставу — вытянувшись в стройную руку по швам», — говорит закадровый голос в «Новых российских сенсациях» на НТВ.
Но от ушей Америки пропагандисты быстро перешли к «смертным грехам» Украины. Попытки помочь гражданскому населению в «серой зоне» на НТВ называют «оккупацией карателями Зеленского села Старомарьевка». А захват боевика «ЛНР» — «актом международного терроризма».
НТВ на российском телевидении занимает нишу «желтого» телеканала. И политические программы на нем соответствующие. «Новые русские сенсации» не ограничиваются манипуляциями, как их коллеги. Они непринужденно балансируют между абсурдом и фейками.
«Приблизительно так же, придя к власти демократическим путем, Гитлер начинал решать еврейский вопрос, — с серьезной интонацией произносит голос за кадром. — Зеленский, наверное, решил повторить этот путь, и даже похож на своего учителя. Под телевизионными софитами у Зе-президента тень от носа на верхней губе превращается в зловещие усики фюрера. Случайная игра теней окончательно сорвала с него маску».
Звездно-полосатые уши
Образ Украины на российском телевидении — это, безусловно, образ врага. Но роль вселенского зла отведена Соединенным Штатам. Ведущий программы «Вести недели с Дмитрием Киселевым» на «России 24» так и говорит: во всем виновата американская военщина.
«Общественное мнение Запада явно готовят к войне. Заранее оправдывая ее якобы неизбежной агрессией России. При этом стратегические бомбардировщики США уже кружатся в 20 км от наших границ, натовские корабли создают в Черном море беспрецедентную армаду, а Украину буквально нашпиговывают оружием на огромные суммы. Что это, если не очевидна подготовка к войне?» — задается вопросом Киселев.
Такая риторика не только переводит фокус из передислокации войск к границе с Украиной на причины, которые якобы вынуждают Россию так поступать. Это еще и приучает зрителей к мнению, что может сложиться ситуация, при которой Россия будет вынуждена атаковать.
Еще один из распространенных тезисов на таких шоу — сравнение Украины с Афганистаном. Мол, американцы потратят кучу денег, а потом бросят страну в жертву россиянам, которые, вероятно, ассоциируют себя с талибами.
«Украина всем надоела, это второй Афганистан. И отношение к ним такое же, как к туземцам. Только вместо бус вам дали “Джавелины”. 10-12 штук. Парочку “Байрактаров” (на самом деле Украина получила от США 47 пусковых установок “Джавелин” и 360 ракет. “Байрактаров” в ВСУ сейчас 12, — ред.). И вы прыгаете как папуасы, размахивая этими бусами, “Байрактарами”, “Джавелинами”, — возмущается Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона», и от нелепых сравнений быстро переходит к жанру стендапа. — Есть и достойные политики в Украине. Денис Пушилин, “Донецкая народная республика”… Давайте этих политиков выводить на общеукраинскую политическую сцену. Может, года через два это будет президент независимой Украины».
«Если Пушилин будет президентом Украины, то Украина будет в составе России», — отмечает ведущий.
Денис Пушилин — это не только высмеивание и абсурдизация. Это еще и остатки подзабытой попытки интегрировать ОРДЛО в состав Украины, но на российских условиях. Они предполагали, в частности, представительство боевиков в парламенте и право вето неподконтрольных ныне территорий на внешнеполитические решения Украины. Поэтому в этом случае гость решил использовать старую методичку, а ведущий довел его мысль до абсурда.
Наступление НАТО на Россию
«Время покажет», в отличие от других программ, сразу переходит к тому, почему Россия такая, какая она есть.
«Хочу всем напомнить: разговоры натовцев, американцев и других, мол, “вы [россияне] так агрессивны, куда-то лезете, а мы будем защищать свои ценности”, начались не в 2014 году. И даже не в 2008 году. Это произошло гораздо раньше. И об этом очень удачно напомнил президент России Владимир Путин», — говорит в начале программы ведущий Артем Шейнин.
Вот что сказал об этом Путин, прямую речь которого без промедления показали после вступления:
«Если на территории Украины появятся ударные комплексы, время подлета к Москве будет 7-10 минут. А в случае размещения гиперзвукового оружия — 5 минут! А нам что делать? С начала года у нас будет на вооружении уже новая гиперзвуковая ракета морского базирования, 9 махов (11 тысяч километров в час, — ред.). Подлетное время к отдающим приказы тоже составит 5 минут (за это время ракета на такой скорости способна преодолеть почти 1000 км, — ред.). Создание таких угроз по отношению к нам и является красными линиями. Надеюсь, что до этого не дойдет».
Вспомнил президент России и о том, что отношения его страны с Западом в девяностых — начале двухтысячных были практически безоблачными. Портиться все началось, мол, когда НАТО начало расширяться на восток.
Поэтому «красные линии», которые Кремль прочерчивает перед Европой и США, — недопущение дальнейшего расширения НАТО. Причем расширение не только в формате членства.
Мир на троих
Российские пропагандисты видят в России третью точку опоры будущего трехполярного мира, наряду с США и Китаем. Поскольку конкурировать экономически Россия не способна, остается военная составляющая.
«Россия, Китай и США технологически ушли в такой отрыв, что не факт, что другие страны смогут догнать, — говорит Соловьев. — Вы заметили, когда Путин в Сочи перечислял все, что у нас есть, между прочим, было сказано о кинетическом оружии. Представляю, какая сейчас паника в США…»
Но для того, чтобы выйти на уровень сверхдержавы, недостаточно только оружия — настоящего или мифического. Нужна идеологическая составляющая. Похоже, что именно на ее поиски, сейчас направлены усилия идеологов соседнего государства.
«Мы живем в уникальный момент, когда полностью отсутствуют заманчивые идеи, – говорит Владимир Соловьев. — Либеральная американская идея рухнула, прежде всего, внутри Америки. А Россия пока стесняется громко заявить [о своей идеологии]. Она идет по своему консервативному пути, но пока еще не уложила его в систему».
Штатные украинцы
Анализируя российскую пропаганду, невозможно не заметить, что практически каждый раз среди «экспертов» есть человек из Украины. Смысл ее присутствия, очевидно, в создании иллюзии иной точки зрения. Обычно этот человек достаточно скептичен к ситуации в Украине. К примеру, регулярный гость «60 минут» — бывший вице-мэр Николаева Гордий Белов, считающий Революцию достоинства переворотом. Несмотря на реверансы россиянам, Белова здесь регулярно высмеивают. Украинец для российского телевидения априори является националистом.
Среди нарративов российской пропаганды достаточно легко вычленить тезисы, кочующие из одной передачи в другую. Но иногда гости повторяют кремлевские темники практически буквально.
«Истерия в мировых и украинских СМИ имеет целью сформировать условия для победы в войне, которой не будет. В январе планируется встреча с Путиным. До января будет нагнетаться, что Путин нападет. Потом прилетит Байден на встречу и скажет: “Я переубедил Путина, он нападать не будет”. И неважно, собирался Путин нападать или нет», — говорит в эфире «60 минут» Спиридон Килинкаров.
«Весь этот шум задуман, чтобы у Байдена появилась маленькая победа после встречи с Путиным. Встретились, обсудили. И после этого Байден заявляет: “Все, я отговорил Россию нападать на Украину”. Удобно. Сами эту войну придумали, сами объявили, что угроза ликвидирована», — говорит Владимир Корнилов, которого в программе «Центральное телевидение» титровали как российского политического эксперта.
И Килинкаров, и Корнилов стали известны еще когда жили в Украине. Первый был депутатом Верховной Рады от Коммунистической партии, второй — директором Украинского филиала московского Института стран СНГ. Еще тогда они отличались своей пророссийской позицией. В 2014 году оба покинули Украину.
* * *
Так что же в остатке? Запад не должен размещать в Украине свое оружие и не должен вооружать Украину. Россия расценивает это как угрозу. Так же она воспринимала расширение НАТО в середине двухтысячных. Чтобы этот процесс не продолжился, Россия демонстрирует силу. Но если политика США и ЕС по отношению к Украине не изменится, то Кремль дождется/спровоцирует/сконструирует повод и может напасть. На их языке — «ответить на провокации Украины».
Но случится ли это, зависит, очевидно, не только от уступчивости Запада, но и готовности Украины обороняться.
Заглавное фото: Антон Шишенок / hromadske