Они занимают высокие государственные посты, но не забывают и о своих родственниках. Речь о членах некоторых партий, министрах, министерских начальниках и глав нескольких силовых ведомств, чья родня работает в авиации, области с самыми большими окладами в экономической сфере. И это не работники частного сектора, а государственного предприятия MoldATSA, ответственного за безопасность воздушной навигации: от движения воздушных судов на земле, посадки, до транзита через воздушное пространство Республики Молдова. Здесь сестра заместителя министра получает зарплату не менее 50 тысяч леев, а крестник бывшего министра – минимум 30 тысяч леев. В среднем, зарплаты глав отделов начинаются от 20 тысяч леев.
Это предприятие является настоящим питомником для родственников руководителей нескольких государственных учреждений, таких как Национальный центр по борьбе с коррупцией, СИБ, некоторых партийных лидеров, глав некоторых прокуратур, а также некоторых высокопоставленных судей. Количество родственников высокопоставленных лиц, которые решили работать на этом предприятии, действительно впечатляет.
Источники с MoldATSA говорят, что у предприятия большие финансовые проблемы. Странное дело, потому что доходы компании носят стабильный характер, так как при посадке, взлете и транзите воздушного пространства Республики Молдова, на счета MoldATSA автоматически поступают впечатляющие платежи за навигацию самолетов. В 2013 году предприятие заняло вторую позицию по объему прибыли среди государственных предприятий, уступив только Молдтелекому.
Финансовые потери компании, однако, не остановили лавину трудоустройств по политическим или родственным критериям. Только в 2014 году это предприятие приняло на работу около 20 лиц, приближенных к влиятельным чиновникам. В некоторых случаях даже были созданы новые штатные единицы и отделы: для детей, братьев, сестер и крестников некоторых высокопоставленных чиновников, несмотря на то, что эти новые отделы бесполезны.
Сын бывшего министра, депутата Валентины Булиги, начальник в 23 года
Первый герой этой темы – Александр Булига, глава отдела закупок. Александр является сыном депутата от ДПМ Валентины Булиги, экс-министра труда, социальной защиты и семьи. Вступление в политическую жизнь и трудоустройство в MoldATSA случилось для сына бывшего министра ДП очень рано. В 2007 году, 18-летним юношей, Александр присоединился к ДП. В 2014 году, в одном из интервью, сын депутата мотивировал этот шаг следующим образом: «Выбор был прост – не думаю, что есть более подходящая команда, с которой я хотел бы поделиться своим видением, и которая бы восприняла мои идеи. И все же, самой главной причиной было желание быть вовлеченным, сделать что-то для наступления измений в Молдове». Кажется, что вступление в партию принесло больше пользы Александру Булиге, нежели Молдове. Всего лишь в 23 года он стал начальником закупок на государственном предприятии, которое ежегодно совершает покупки на десятки миллионов леев.
В том же интервью, Александр сожалеет о нашей реальности, в которой «людей, в основном, судят по тому, кем являются их родители, а не по их собственным действиям или качествам. Но я не отрицаю, что это иногда приносит выгоду. Я, однако, пытаюсь самоутвердиться как личность, а не как сын Валентины Булиги», – отметил сын депутата ДП.
Мариана Табуйкэ приходится сестрой Владимира Чеботарь. До того как стать заместителем министра транспорта, в июне 2013 года, Владимир Чеботарь работал в государственной компании «Air Moldova», и был директором Государственной администрации гражданской авиации. Теперь он директор Железных дорог Молдовы.
Мариана Табуйкэ является супругой Андрея Табуйкэ, бывшего ведущего передачи «Autoexpert» на одном из каналов ТВ, участника скандала по поводу мошенничества в сфере недвижимости, иначе названного «скандалом мансард». Мариана занимает пост финансового директора, а, согласно некоторым источникам, является и теневым руководителем предприятия. Подозрения подтвердились, когда в рамках подготовки материала, касавшегося руководителей государственных предприятий, мы попытались связаться с Вячеславом Фрунзэ, который, согласно документам является директором, а сотрудники этой компании неоднократно перенаправляли нас к Мариане Табуйкэ, хотя тема не затрагивала непосредственно компанию, а только ее управляющего.
В свою очередь, супруги Табуйкэ являются венчальными крестными дочери депутата-коммунистки Виолеты Ивановой, Мадлен Мельник, чье имя появляется на страницах нескольких таблоидов Кишинева.
В то же время, Владимир Чеботарь, точнее, уже Мариана Табуйкэ устроила в MoldATSA, в качестве юриста, его двоюродного брата, Радомира Чеботарь.
У Министерства транспорта родственники в авиации
Это абсурдно, но государственное предприятие не действует как экономический агент. Как иначе определить практику, при которой нанимается неквалифицированный персонал и отправляется на курсы. Эти курсы могут длиться и полгода, время, в которое соответствующие работники получают зарплату, практически не работая. Таков случай эксперта-координатора по вопросам безопасности Натальи Кукоарэ, кумы министра транспорта Василия Ботнарь, и супруги заместителя директора АО «Aeroport Handling» Валентина Кукоарэ. Он, в свою очередь, является братом жены министра-демократа. Ботнарь не забыл и о своем брате Игоре Ботнарь, который также является заместителем директора «Aeroport Handling». Эта компания принадлежала на 100% государству, но около года назад была приватизирована. Причиной приватизации стали финансовые потери, которые компания несла в последние годы под управлением государства. В то же время, министр Ботнарь привел на эту фирму и своего венчального крестника. Его зовут Виталий Новак, работает он на MoldATSA в качестве главы юридического отдела.
На этом предприятии мы обнаружили и Андрея Адам, директора административного отдела MoldATSA. Он является супругом Натальи Адам, ассистентки Владимира Плахотнюка. Мы не смогли выяснить, действительно ли она является ассистенткой депутата-демократа, но на своей странице в Фэйсбуке Наталья Адам пишет, что работает в ночном кл убе «Drive», дискотеке, принадлежащей Плахотнюку. В то же время, и фотографии, размещенные в социальных сетях, где супруги Адам появляются с логотипом Демократической партии, предполагают их принадлежность к этому политическому формированию.
Отец – начальник СИБ, дочь – глава службы безопасности MoldATSA
Родственники начальников СИБ также демонстрируют свою слабость к гражданской авиации. Речь идет о Санде Русу, дочери главы СИБ Михая Балана, сестре Дана Балана. Хотя его мать, Людмила Балан, известная всем как «тетя Людмила», и брат связаны с миром шоубизнеса, Санда, видимо, решила разделить карьеру своего отца, поступив на работу в MoldATSA в качестве заместителя директора по безопасности. Будучи принята на работу, Русу прошла квалификационные курсы, оплаченные предприятием.
Другой распространенной практикой, популярной и на других предприятиях с государственным капиталом, является прием в компанию и прикомандирование к министерствам. Таким образом, эти лица работают, в данном случае, в Министерстве транспорта, но получают зарплату в 15-20 тысяч леев от MoldATSA. Это в то время, как оклады их коллег в министерстве составляют около 3-5 тысяч леев.
В этой компании нашли теплое местечко и родственники столичных судей и прокуроров.
Олеся Клим является заместителем директора юридического департамента и супругой Романа Клим, бывшего исполняющего обязанности руководителя Транспортной прокуратуры, ныне прокурора сектора Чокана. Это также дочь Евгения Клима, судьи Апелляционного суда. Она также является невесткой Евгения Клим, судьи Апелляционной палаты Кишинева. Таким образом, невестка судьи АП Кишинева занимает важный пост на предприятии, контролируемом ДП.
Крестный в ЦБК, крестница – глава MoldATSA
Родственники представителей ЦБК также присутствуют в числе тех, кто выбрал приоритетом авиацию. Здесь мы находим и Ольгу Цэрнэ, работающую экономистом в службе анализа ценообразования. Она приходится крестницей главе ЦБК Виорелу Кетрару и супругой Александру Цэрнэ, бывшему начальнику Отдела расследований экономических преступлений на транспорте МВД.
На воспрос ZdG, Ольга Цэрнэ не подтвердила, но и не опровергла, что приходится крестницей генералу Кетрару, главе важнейшего учреждения, уполномоченного бороться с коррупцией. Она лишь настойчиво пыталась узнать, откуда у нас данная информация.
В этой компании мы нашли еще несколько лиц, приближенных к служащим данного подразделения МВД, специализирующегося на борьбе с мошенничеством в сфере транспорта, а также бывших и нынешних сотрудников Транспортной прокуратуры.
Так, мы обнаружили имя юриста Анны Буги, дочери Дмитрия Буги, начальника Инспектората полиции сектора Ботаника. До марта 2013 года, когда он оказался на Ботанике, Буга был начальником Транспортной полиции в рамках МВД. Согласно его резюме, размещенному на сайте ГИП, Буга занимал в течение последних 20 лет несколько функций в МВД, связанных с поддержанием общественного порядка в Кишиневском международном аэропорту.
Диана Робу является специалистом по безопасности полетов, а ее муж Думитру Робу до 2014 года работал прокурором на транспорте, будучи переведен в Генеральную прокуратуру. Чтобы понять привлекательность этого предприятия, мы проанализируем декларацию о доходах прокурора Думитру Робу. В 2013 году он указал годовой доход около 85 тысяч леев, а его супруга – доход примерно в три раза больше, 223 тысяч леев.
Кроме того, другой юрист из MoldATSA, Мариана Гузун, приходится дочерью заместителю прокурора Транспортной прокуратуры Георге Гузун. Он покинул свой пост в конце прошлого месяца.
Это управление МВД и Транспортная прокуратура напрямую ответственны за расследование случаев мошенничества в сфере транспорта, в том числе тех, которые могут возникнуть в MoldATSA. Соответственно, служители закона, в случае выявления нарушений, вынуждены преследовать своих собственных родственников.
Департамент, открытый ради дочери
Корина Чекан, директор Департамента внешних связей и связей с общественностью, является дочерью заместителя директора Петра Ерхана, бывшего исполняющего обязанности директора предприятия. Этот отдел был открыт специально для дочери Ерхана. В обычном режиме MoldATSA не нуждается в PR, или в продвижении своих услуг. Это бесполезная вещь, потому что воздушные маршруты устанавливаются международными институтами регулирования в этой области и никоим образом не могут быть изменены департаментом PR из Республики Молдова.
ZdG попыталась получить в приемной директора Вячеслава Фрунзэ рабочий контактный телефон службы связи с общественностью MoldATSA, но безуспешно. Секретарь директора отказывалась несколько дней подряд связать нас с этим отделом данного государственного предприятия.
Есть в списке лиц, устроенных на это предприятие, и родственники либералов. Так в MoldATSA мы находим и тестя Лучиана Киртоакэ, Григоре Круду. Он, хотя и учился на электрика, работает в качестве внутреннего аудитора, осуществляя контроль над деятельностью сотрудников и оборудования этой компании. Лучиан Киртоакэ приходится братом примару столицы Дорину Киртоакэ и племянником лидеру Либеральной партии (ЛП) Михаю Гимпу. Напомним, что ЛП через Анатола Шалару, члена этого формирования, руководило Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры с 2009 до 2013 года.
Источники в MoldATSA сообщают, что речь идет о порочном круге, в котором некоторые высокопоставленные чиновники берут на работу родственников, а те тоже подтягивают родню к авиационной кормушке. Это приводит к ситуации, когда целые отделы состоят только из крестников, кумовьев, нанашек и детей некоторых чиновников.
Молниеносная карьера сына бывшего министра Булиги
Несколько человек, упомянутые в этом материале, заявили, что семейные узы не помогли им в получении хорошо оплачиваемых рабочих мест. Один из таких случаев касается сына депутата Валентины Булиги, который с раздражением отреагировал на наши вопросы.
«С чего вы взяли, что возраст является препятствием? Я был принят сюда на работу в 2012 году, когда Министерство транспорта был под ЛП, и мое назначение не связано с моей матерью. У меня были очень низкие исходные позиции, а затем я вырос. Если вы располагаете точными данными и проанализировали весь мой путь на MoldATSA, то должны видеть, как я работал с самого начала и как оказался на этом посту. Вы услышали где-то, что сын Булиги возглавляет отдел, и начали его очернять. Я работал, я заслужил продвижение по службе, моя мать не имеет ничего общего с моим продвижением», – сказал нам Булига.
В самом деле, Александр Булига не был принят в качестве начальника в то время, когда компания находилась под контролем либералов, но продвижение по службе, случайно или нет, произошло после того, как компания перешла под контроль Демократической партии. Таким образом, депутатский сын был нанят в 2012 году, как экономист, а рост по карьерной лестнице, о котором рассказал нам Александр Булига, занял всего один год: в 2013 году он был назначен начальником отдела закупок.
После разговора с Александром Булига, ZdG не смогла поговорить ни с кем из MoldATSA. Дочь главы СИБ Михая Балан, Санда Русу, по словам сотрудников этого предприятия, находилась в двухдневном отпуске, в который вышла как раз в тот день, когда мы звонили – четверг, 14 мая.
Григоре Круду, тесть Лучиана Киртоакэ, брат примара Кишенева, был уволен «неделю или две назад».
Глава предприятия Вячеслав Фрунзэ был занят в течение нескольких дней подряд; по словам секретаря, он либо выходил, либо находился в заседаниях, которые длились часами.
Мариана Табуйкэ, финансовый директор, также не захотела с нами разговаривать. Представители MoldATSA сказали, что она знает, что мы ее ищем, у нее есть наш номер телефона, так что нам лучше подождать, когда она перезвонит. Мы звонили на рабочий телефон Табуйкэ. Однако, несколько дней подряд никто не отвечал по этому номеру, а финансовый директор не перезвонила, вопреки тому, что нам обещали.
Все юристы ушли на несуществующее заседание
С дочерью судьи Евгения Клим тоже не представилось возможности поговорить. По номеру телефона юридического департамента, по которому, как правило, отвечает она, трубку подняла женщина, которая сказала, что она не Олеся Клим, и что «ничем не может помочь». Мы попросили ее передать трубку разыскиваемому нами лицу, и получил тот же ответ. «Ничем не могу вам помочь», – сказала женщина и положила трубку. Я снова позвонил на тот же номер, и на этот раз мне ответил Александр Булига, который сообщил, что в юридическом отделе никого нет, так как все юристы на судебном слушании. На вопрос, почему он ответил на звонок, он сказал, что вызов был автоматически перенаправлен в отдел, который он возглавляет.
Мы узнали, что в MoldATSA по меньшей мере восемь юристов, и это без сотрудников, числящихся и прикомандированных к Министерству транспорта. В создавшейся ситуации, мы проверили, было ли у предприятия хотя бы одно судебное разбирательство в тот день, а, судя по количеству юристов, их должно было быть не одно, а несколько, если уж все сотрудники покинули отдел. Результат таков, что в соответствии с данными сайта instante.md, в этот день у предприятия не было ни одного слушания в суде.
Мы нашли, однако, Григоре Круду, который рассказал нам, что с конца прошлого месяца не работает в этой компании. Конечно, и он отрицает, что его родственные связи позволили ему трудоустроиться, но не отрицает, что MoldATSA является привлекательным местом для родственников различных должностных лиц.
«Если бы это было связано с родственными отношениями, то меня бы не уволили после упразднения должности, которую я занимал. Зачем мне начинать рассказывать, что я чей-то тесть, если я ни к кому не обращался? А если бы обратился, то меня не уволили бы, поверьте. Лучше посмотрите, кто сейчас работает в MoldATSA. Крестница управляющего была поставлена следить за безопасностью, посмотрите – глава юридического отдела приходится крестником министру (Василий Ботнарь). Они понаделали отделов и во главу поставили родню. Берут на работу родственников, которые не имеют ни малейшего представления о безопасности воздушного движения и те, не проработав ни дня, отправляются на шестимесячные курсы, а затем из них делают начальников. Я был нанят в качестве простого рабочего, технического консультанта, не начальника, и это после работы в качестве главного инженера в течение многих лет», – говорит Круду.
Мужчина рассказал, что у него высшее образование, и подтвердил информацию о том, что у компании большие финансовые проблемы и что у диспетчеров были сокращены зарплаты. Между тем, Круду говорит, что и у работников администрации были сокращены зарплаты, но только у тех, у кого нет «крыши». «Я не знаю, что он сделал, Табуйкэ схитрил, и были вынуждены сократить зарплаты. Да, они сократили зарплаты и администрации, но не всем, лишь некоторым, выборочно», – говорит Григоре Круду.
В то время как родственники молдавских рулевых хорошо устроились в MoldATSA, авиадиспетчеры, которые несут на себе основную тяжесть работы в этой компании, очнулись с уменьшенными зарплатами. Некоторые из них сообщили, что их доходы сократились на 40-45%, в то время как заработная плата административного персонала, за немногими исключениями, осталась прежней.
Александру Болфа
Pingback: Кем являются прокуроры, задержанные по делу о взятке в 200 тысяч евро | Ziarul de Gardă RUS
Pingback: Первый приговор в деле о взятке в 1,5 млн. леев для двух прокуроров и трех полицейских | Ziarul de Gardă RUS
Pingback: Первый приговор в деле о взятке в 1,5 млн. леев для двух прокуроров и трех полицейских - nokta