Должностные лица Национального органа по неподкупности (НОН) подали жалобу в Генеральную прокуратуру (ГП) на бывшего главного прокурора Кишиневской прокуратуры Штефана Шаптефрац, который покинул прокуратуру в марте 2020 года.
Представители НОН отметили, что жалоба была сделана на основе процедуры проверки его состояния, в ходе которой инспектор по неподкупности выявил возможную схему отмывания денег и сомнительный характер происхождения некоторых денежных сумм, которые были предоставлены в форме кредитов.
По данным НОН, проверка состояния была инициирована в начале 2020 года, и проводилась за период с 2013 по 2020 год с распространением на членов семьи и несовершеннолетних детей. Шаптефрац работал в прокуратуре с 1998 года, имея два перерыва в деятельности. В ходе проверки инспектор по неподкупности обнаружил три несоответствия, которые не подпадают под период проверки, но подпадают под действие уголовного законодательства. В 2008 году Шаптефрац приобрел недвижимость в Кишиневе за 11,6 миллиона леев, а примерно через год купил за 5 миллионов леев два земельных участка для строительства в Яловенском районе.
Кроме того, когда он стал субъектом декларирования, в декларации о доходах и личных интересах, представленной за 2014 год, он указал, что ему были возвращены два займа наличными на общую сумму более 6,7 миллиона леев, которые он, якобы, предоставил одному из ООО. Из информации, содержащейся в деле, инспектор отмечает, что деятельность этого ООО была убыточной. Даже притом, что ООО продало свои активы на сумму более 3 миллионов леев, у него не было необходимой суммы для покрытия долга перед субъектом. Таким образом, существует непонятная ситуация относительно этой суммы.
В жалобе в прокуратуру инспектор также ссылается на ссуду в размере 100 тысяч евро, которую сожительница бывшего генпрокурора, не задекларировавшая оплачиваемую деятельность, якобы, предоставила физическому лицу. В связи с этим возникло обоснованное подозрение относительно легализации денежных сумм неизвестного происхождения.
Таким образом, инспектор попросил уголовное учреждение изучить все эти обстоятельства и принять необходимые меры для выяснения этих фактов. В то же время, если выданный документ останется окончательным, бывший главный прокурор обязан по закону исправить свою декларацию о доходах и личных интересах в течение 30 дней выдачи решения.
Штефан Шаптефрац ушел из прокуратуры всего через неделю после того, как «Ziarul de Gardă» опубликовала расследование «Как стать миллионером с помощью невыплаченных кредитов и невыполненных незаконных обещаний. В главной роли – сын главного прокурора столицы».
ZdG сообщила о том, как Павел Шаптефрац, один из сыновей Штефана Шаптефрац, занял, не возвращая, десятки тысяч евро, молдавских долларов и леев. Он также просил и получал деньги за то, что обещал получить грин-карту, визу в США или другие блага нескольким людям, которым он предлагал помощь, ссылаясь, среди прочего, на свои связи.
Штефан Шаптефрац возглавлял Прокуратуру Кишинева с августа 2017 года. Ранее в 2016-2017 годах он был заместителем главы АП, а с 2014 года занимал должность временно исполняющего обязанности главного прокурора Транспортной прокуратуры. За последнее десятилетие он дважды покидал систему уголовного преследования и возвращался в нее.
В 2008 году, будучи прокурором Отдела №1 Управления уголовного розыска, Шаптефрац выкупил у ООО «NourCo» земельный участок с незавершенной постройкой на улице Сармизеджетуса в Кишиневе за 11,65 миллиона леев, хотя его зарплата в должности составляла всего лишь несколько тысяч леев. О сделке прокурора узнало руководство ГП, и через три месяца, в сентябре 2008 года, он был уволен по собственному желанию приказом генерального прокурора.
Вскоре после ухода из прокуратуры Шаптефрац приобрел еще один земельный участок в Малых Милештах, Яловены, заплатив за него 6,37 миллиона леев, а также еще один земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 1,3 га. В декабре 2008 года он получил лицензию адвоката, но через полгода вернулся в прокуратуру на свою прежнюю должность прокурора Отдела №1 Управления уголовного розыска.
После возвращения в ГП, в результате нескольких статей в прессе Дисциплинарный совет ГП инициировал дисциплинарную процедуру на его имя, поскольку он, якобы, не подавал декларации о своих доходах и имуществе ни после ухода из прокуратуры, ни при повторном приеме на работу. В феврале 2010 года дисциплинарное производство было прекращено на том основании, что истек законный срок применения санкции. Однако после этого дела в апреле 2010 года Шаптефрац на один месяц перевели в прокуратуру города Сороки.
В конце апреля 2010 года он снова покинул систему на основании очередного заявления об отставке. Будучи адвокатом, в октябре 2010 года Шаптефрац продал земельный участок и строение на улице Сармизеджетуса компании с иностранным капиталом «Shan Lian International Group», владельцу торгового центра «Megapolis», взяв за них 19,5 миллиона леев, что на 8 миллионов больше, чем изначально было за них заплачено. В декабре 2013 года Шаптефрац приостановил свою деятельность в качестве адвоката и вернулся в прокуратуру, где через несколько месяцев после своего возвращения в октябре 2014 года был назначен временно исполняющим обязанности главного прокурора Транспортной прокуратуры.
Согласно декларациям о доходах и интересах, Штефан Шаптефрац является одним из самых преуспевающих государственных обвинителей. Ему принадлежит, согласно информации в декларации об имуществе интересах за 2018 год, участок площадью 6 га с кадастровой стоимостью 3,9 миллиона леев, а также ½ доли квартиры площадью 54 кв.м., купленной в 2012 году. Экс-глава прокуратуры Кишинева владеет автомобилем марки «Volvo» 2015 года выпуска, приобретенным в 2018 году.
В декларациях о доходах и интересах за 2015-2016 годы Штефан Шаптефрац также указал другие миллионные активы, которые, однако, исчезли из последних деклараций. Ранее прокурор задекларировал ½ доли дома в коммуне Тогатино муниципия Кишинева, а также доходы в размере более 27 миллионов леев от продажи имущества или погашения долгов.
Однако эти деньги не отражены в декларации о доходах за 2017 год, как и дом в коммуне Тогатино. В сентябре 2016 года строение перешло в собственность Елены Кобзак по договору о разделе общего имущества. Павел Шаптефрац, сын супружеской пары Штефана Шаптефрац и Елены Кобзак, с долгами, также имеет прописку в этом доме.
В апреле 2019 года портал anticoruptie.md писал, что прокурор Штефан Шаптефрац участвовал в строительстве элитного дома в коммуне Келтуиторь муниципия Кишинева для своей дочери и зятя. Прокурор сообщил журналистам, что часто помогает своим детям.
«Я помогаю им, и я буду помогать им, и я сделаю все, что в моих силах, для своих детей. Я делаю со своими детьми то, что хочу, потому что у меня есть на что. Вам это очень интересно? Мои дети – хозяева, они взрослые», – так ответил прокурор Штефан Шаптефрац.
Впоследствии Национальный орган по неподкупности инициировал расследование в отношении активов чиновника. Оно еще не завершено.
Несколько дней назад «Ziarul de Gardă» опубликовала расследование в отношении Павла Шаптефрац, одного из сыновей бывшего главного прокурора Кишиневской прокуратуры, который без возврата занял десятки тысяч евро, молдавских долларов и леев. Он также просил и получал деньги за то, что обещал получить грин-карту, визу в США или другие объекты нескольким людям, которым он предлагал помощь, ссылаясь, среди прочего, на свои связи.