Европейцы все более запутаны: инвеситировать ли им в Молдову или нет, ведь после того, как были предоставлены миллиарды долларов ничего не меняется к лучшему – уровень жизни ухудшается, эмиграция растет, коррупция процветает, а деньги исчезают до того, как они попадают в сельское хозяйство, в инфраструктуру, в науку или в реформах. Есть ли смысл в том, чтобы брать деньги у наших налогоплатильщиков, если это ворованные деньги?, – задаются вопросом правительства Европы. Есть ли шанс, что эти деньги дойдут до нас?, – спрашивают себя граждане Республики Молдова.
Анатол Петренку, историк
То, что Республика Молдова перешла в руки воров, это всем известный факт, тем более после случая с банками. проблема, однако, другая. При демократическом режиме, власти обычно боятся двух вещей: закона и гражданского общества. У нас обе структуры слабые. Законы слабы, потому что они находятся в руках правительства, а общество у нас аморфно. Парламентская оппозиция и внепарламентская правая оппозиция не является серьезными конкурентами для нынешнего правительства, а неправительственные организации сильны лишь в семинариях и в интервью. К сожалению.
Валентин Крылов, политик
В Республике Молдова крадется много и усердно. Понятно беспокойство запада. Они хотят видеть смысл этих инвестиций, но смысл их виден лишь в роскошных автомобилях, в дворцах и в банковских счетах некоторых воров в законе, которые захватили власть. Европа должна лучше следить за деньгами, которые она присылает в Республику Молдову, и обуславливать жестче распределение этих средств. Посмотрите, что происходит в Украине. Мы не должны забывать, что без внешнего финансирования, любое правительство Республики Молдова обречено на провал. В этом случае, эти правительства могут быть привлечены к ответственности, пусть даже против собственной воли.
Тудор Ботнару, бывший министр безопасности
Законы в Республике Молдова приняты ворами. Отсюда исходят все неприятности. Во-первых, мы должны провести реформы в области юстиции и в контролирующих органах по европейским стандартам. Во-вторых, мы должны дать возможность Центру по борьбе с коррупцией делать то, что делает DNA (Национальное управление по борьбе с коррупцией, пр. ред.) в Румынии. Если в советский период КГБ докладывало ЦК о некоем преступлении, проблема сразу же решалась. Бывало, что «летели» головы. Но сейчас СИБ неоднократно уведомляет правительство о том, что ведется работа по ограблению государственного банка, и никакой реакции.
Людмила Болбочяну, профессор
Пока у власти будут находиться всякие воры, не видать нам европейских денег. Эти хулиганы думают лишь о своих карманах. Нам нужны другие люди у власти, с другим мышлением. Если есть Мая Санду у Министерства Образования, значит люди есть. Просто, мы должны поощрять и поддерживать их, а европейцы должны пересмотреть свою политику финансирования. Если они видят, что средства крадутся, зачем давать деньги ворам? Они должны эти деньги инвестировать в проекты, которым они же должны руководить. Особенно в селах.
Аркадие Сучевяну, председатель Союза Писателей
То, что происходит, печально. Воровство на уровне государства стала нормой. Тем не менее, Запад не должен прекращать финансирование Республики Модлова. Граджданское общество не имеет ничего общего с этим воровством. Было бы лучше если бы присутствовал более жесткий контроль со стороны доноров. Те, кто виновен в краже и в хищении государственных средствах должны понести наказание. Складывается такое ощущение, что нашим властям простили слишком многое за все эти годы. И они, не имея ни малейшей культуры, вероятно, перепутали хорошее отношение с наглостью.