Материал Jam News
1 ноября исполняется месяц с тех пор, как третий президент Грузии Михаил Саакашвили был задержан и объявил голодовку в Руставской тюрьме. Известно, что за этот месяц Саакашвили принял всего 50 миллиграммов меда, и то только в первую неделю голодовки.
Врачи, наблюдающие за его здоровьем, говорят, что в любой момент состояние экс-президента может резко ухудшиться.
Власти отказались перевести экс-президента в какое-либо медицинское учреждение, кроме тюремной больницы. Однако там, по словам Народного защитника Грузии, нет ни оборудования, необходимого для его лечения, ни безопасных условий для бывшего президента, у которого много врагов среди представителей криминального мира.
Сам Михаил Саакашвили своей позиции не меняет — он отказывается прекращать голодовку и не соглашается ложиться в тюремную больницу. Он заявил, что пока он находится под стражей, он не будет принимать еду ни в каком виде. Саакашвили не согласен с вынесенным ему обвинительным приговором и считает себя политическим заключенным.
К Саакашвили пускают его адвокатов, его посетили члены семьи, несколько друзей, а также уполномоченная по правам человека Украины (бывший президент Грузии в настоящее время — гражданин Украины).
JAMnews собрал всю известную информацию о голодовке бывшего президента и состоянии его здоровья.
Один месяц голодовки
Народный защитник Грузии Нино Ломджария первой посетила Михаила Саакашвили после его перевода в тюрьму. Ломджария встретилась с Саакашвили в день его ареста, 1 октября, и заявила после встречи, что экс-президент не согласен с приговором, считает себя политическим заключенным и объявил голодовку.
4 октября один из адвокатов Саакашвили Ника Гварамия опубликовал письмо, в котором бывший президент заявил, что не прекратит голодовку до своего освобождения.
Михаил Саакашвили купил в тюремном магазине семь банок меда и натурального сока и начал принимать пищу, сообщил 8 октября начальник пенитенциарной службы Ника Цхвариашвили. В тот же день личный врач Саакашвили Николоз Кипшидзе заявил, что Саакашвили не ел и похудел на 12 килограммов из-за голодовки.
Через два дня, 10 октября, врач уже говорил о необходимости перевести Саакашвили в больницу. По его словам, бывший президент пьет только воду и его здоровье ухудшилось.
В тот же день Николоз Кипшидзе в интервью журналистам заявил, что у Саакашвили редкое заболевание крови — Талассемия (хроническое генетическое заболевание крови, характеризующееся сокращением продолжительности жизни красных кровяных телец – эритроцитов. В результате развития анемии органы могут не обеспечиваться достаточным количеством кислорода. Гематологи утверждают, что в ряде случаев это заболевание не требует медицинского вмешательства и больной может прожить долго даже без лекарств. Однако в ряде случаев пациенту требуется постоянный прием лекарств и регулярные переливания крови):
«Голодовка абсолютно противопоказана во время этой болезни крови. Это ведет к необратимым изменениям», — сказал Кипшидзе, пояснив, что третий президент сам дал ему право обнародовать эту информацию.
Однако наличие у Саакашвили этого заболевания пока публично не подтвердил ни один другой специалист.
Позже пенитенциарная служба опровергла распространенную врачом Саакашвили информацию об ухудшении его здоровья, заявив, что Саакашвили постоянно находится под наблюдением медперсонала и его состояние удовлетворительное.
11 октября Эка Херхеулидзе, член партии «Единое национальное движение», находившаяся в тюрьме Рустави, чтобы увидеться с бывшим президентом, объяснила, что Саакашвили купил в тюремном магазине пять банок меда по 50 миллиграммов по рекомендации врача. Узнав о спекуляциях на эту тему, он вернул администрации четыре банки.
В тот же день врач Саакашвили Николоз Кипшидзе заявил, что бывший президент испытывает трудности с передвижением, его речь изменилась, и врач опасается, что Саакашвили не сможет дожить до 30 октября, когда назначен второй тур выборов.
На двенадцатый день голодовки, 12 октября, адвокат Саакашвили Бека Басилая также заявил, что из-за голодовки бывший президент с трудом передвигается и разговаривает.
В тот же день, 12 октября, министерство юстиции обратилось в минздрав с просьбой о создании многофункциональной группы врачей для наблюдения за состоянием Михаила Саакашвили.
По словам омбудсмена Грузии, заявления пенитенциарной службы или высокопоставленных политических деятелей о бывшем президенте создают дополнительную угрозу того, что голодающий Саакашвили откажется от медицинской помощи.
Физическое состояние третьего президента становится все хуже и хуже, заявил 15 октября адвокат Бека Басилая. В тот же день личный врач Саакашвили Николоз Кипшидзе был допущен в тюрьму решением, принятым на собрании врачей в минздраве.
19 октября совет врачей, созванный под руководством минюста и минздрава, рекомендовал госпитализировать экс-президента.
Кардиолог Зураб Пагава сказал, что 20 день голодовки уже критический и вероятность осложнений возрастает. По его словам, голодание может привести к внезапной остановке сердца, нарушению кровообращения в головном мозге, нестабильности уровня сахара и другим осложнениям.
После посещения тюрьмы 20 октября один из адвокатов Саакашвили, Димитри Садзаглишвили, заявил, что Саакашвили согласился на медицинское вмешательство, но продолжает голодать. Адвокат также представил общественности еще одно письмо Саакашвили, в котором тот заявил:
«Пока я под арестом, я не буду получать еды ни в каком виде, и я готов умереть».
По информации минюста, в случае ухудшения состояния Саакашвили его переведут в тюремную больницу.
Народный защитник проверила, соответствует ли медицинское учреждение №18 рекомендациям консилиума по лечению Михаила Саакашвили. В заключении омбудсмена сказано, что если у пациента возникнут осложнения, его необходимо перевести в учреждение, где есть соответствующее оборудование — компьютерная томография (КТ), допплеровское сканирование, магнитно-резонансная томография (МРТ). 24 октября омбудсмен заявила, что тюремная больница не соответствует рекомендациям совета. А в случае, если Саакашвили туда переведут, возникнет угроза его безопасности. «Минюсту следует выбрать для Саакашвили альтернативное медицинское учреждение», — заявила омбудсмен.
На 25 день голодовки адвокат Саакашвили Димитри Садзаглишвили заявил, что один из показателей жизнедеятельности экс-президента накануне ночью упал до критического уровня и он нуждается в вмешательстве реаниматологов.
«В любой момент ожидается резкое ухудшение состояния его здоровья, поэтому неотложная медицинская помощь стоит на повестке дня», — сказал Садзаглишвили.
На 26 день голодовки 19 неправительственных организаций выступили с совместным заявлением о необходимости госпитализации экс-президента. В письме говорится, что вопрос о госпитализации Саакашвили должен решаться правительством не из политической целесообразности, а только для обеспечения высокого уровня защиты права человека на жизнь, здоровье и личную безопасность.
26 октября Саакашвили опубликовал на своей странице в Facebook заявление о том, что каким бы тяжелым ни было его состояние здоровья, он отказывается от перевода в тюремную больницу.
27 октября адвокат Саакашвили Садзаглишвили сообщил, что администрация тюрьмы установила барьер между заключенным и посетителем в комнате для встреч с Михаилом Саакашвили, фактически ограничив прямое общение с ним.
Позже украинский врач, депутат Рады Максим Пербийнис, заявил журналистам, что не смог обследовать Саакашвили. По его словам, третий президент Грузии отказывается от медицинских услуг и анализов.
«Я думаю, что любой человек, который голодает в течение 27 дней — это пациент, которому необходимо медицинское наблюдение, некоторые медицинские анализы. Миша сказал, что с сегодняшнего дня, поскольку ему отказывают в юридической помощи, он отказывается от медицинского наблюдения, он отказывается от анализов и медицинских процедур, облегчающих процесс голодания», — заявил врач.
В тот же день Михаила Саакашвили в тюрьме посетила уполномоченная по правам человека Украины Людмила Денисова. После встречи она заявила, что права Саакашвили нарушаются.
Примеры голодовок в Грузии
Голодовка — это добровольный и сознательный отказ от еды в знак протеста. Это крайняя мера, и к ней часто прибегают, когда другие средства протеста исчерпаны или недоступны. Например, в тюрьмах часто объявляются голодовки с разными требованиями.
Есть разные формы голодовок. Однако длительный отказ от еды в любом случае вреден для организма и затрагивает практически все органы. Кроме того, организм становится очень уязвимым, особенно для инфекций. Считается, что через шесть недель после начала голодания здоровый человек может оказаться на грани смерти.
После месяца отказа от еды или потери 18 процентов массы тела в организме начинаются тяжелые и необратимые медицинские осложнения. Голодающим людям в это время трудно даже пить воду, они могут потерять слух и зрение, испытывать затруднения с дыханием, а их органы начинают работать со сбоями. Через 45 дней очень высока вероятность смерти из-за сердечной недостаточности или серьезной инфекции.
Несколько месяцев назад лидер российской оппозиции Алексей Навальный объявил голодовку, потому что к нему в тюрьму не допускали его личного врача. Навальный голодал 24 дня.
Голодовка используется в Грузии как форма протеста как в тюрьмах, так и за их пределами.
Одним из последних случаев стала голодовка жителей села Шукрути Чиатурского муниципалитета. Они протестовали против работ, проводимых компанией «Джорджиан Манганез», в результате которых их дома пришли в аварийное состояние.
В тюрьмах Грузии тоже бывают случаи голодовки. Заключенные обычно требуют улучшения своих условий в тюрьме или пересмотра их дел.
Администрация тюрьмы решает эту проблему путем переговоров или запугивания заключенных, и, как правило, факты голодовок заключенных часто остаются неизвестными широкой публике, если только члены семьи или адвокаты заключенного не рассказали о них представителям медиа.
Есть прецедент смерти голодающего заключенного в грузинской тюрьме. Это было в 2018 году, при действующей власти.
В декабре 2018 года 34-летний Гиорги Пасеишвили скончался в Глданской тюрьме после 40-дневной голодовки.
Причиной смерти стали осложнения, вызванные голоданием. Как пояснили в пенитенциарной службе, Пасеишвили отказался не только от еды, но и от лечения.
«Был поставлен диагноз — острая печеночная недостаточность, неуточненная тромбоцитопения, неуточненная коагулопатия, делирий, гипогликемия. Обвиняемый передвигался в инвалидном кресле, у него был дефицит веса и он был слаб», — говорится в заявлении пенитенциарной службы.
Пасеишвили был арестован за покушение на убийство, он не признал себя виновным и требовал пересмотра дела.
Когда заключенный объявляет голодовку, об этом должен быть информирован Народный защитник. Однако, например, в случае с Пасеишвили, как отметила омбудсмен, такого сообщения получено не было.
В советское время практиковалось принудительное кормление или угроза принудительного кормления заключенных. Иногда к этой мере прибегают и сейчас в развитых странах, если жизни заключенного угрожает опасность.
Принудительное кормление происходит с помощью т.н. зонда — голодающему в нос вставляется трубка, по которой пища поступает в желудок.
Хотя цель в таких случаях — спасти человеческую жизнь, принудительное кормление считается бесчеловечным и жестоким обращением.
Это не только делает прием пищи болезненным, но и может привести к осложнениям — например, кровотечению.
В Грузии за все годы независимости неизвестно ни одного факта применения принудительного кормления в тюрьмах.