В Чадыр-Лунге заработал региональный центр по предотвращению и борьбе с домашним насилием

К борьбе с домашним насилием подключились библиотеки страны, в том числе региональные.

В Чадыр-Лунгской районной публичной библиотеке 7 октября прошло первое мероприятие в рамках проекта «Информационные сессии для библиотекарей в общине Гагаузия, автономное территориальное образование (UTAG)», объединившее работников библиотек из Чадыр-Лунги и сел района, а также из Комрата и Тараклии, несмотря на то, что Тараклия не входит в состав Гагаузии. Тем не менее, феномен домашнего насилия не очерчивается географическими рамками, поэтому, по мнению организаторов, чем больше людей будет вовлечено в информационную кампанию по предотвращению домашнего насилия, тем лучше.

Как сказала директор Чадыр-Лунгской ПРБ Любовь Манастырлы, проект финансируется в рамках программы малых грантов для библиотек и реализуется Центром женского права при финансовой поддержке Швеции.

«Координатор проекта Наталья Гимпу из республиканской Национальной библиотеки, которая выиграла этот проект, обратилась ко мне с предложением присоединиться к команде и сделать Чадыр-Лунгскую библиотеку платформой Центра по правам женщин, провести тренинг с участием библиотекарей южного региона, специалистов социальных служб, сотрудников полиции, чтобы в будущем местные библиотекари смогли стать помощниками в деле информирования населения по части борьбы с домашним насилием», – сказала Любовь Манастырлы.

Информационную сессию в Чадыр-Лунге провела адвокат и главный консультант Центра по защите прав женщин Арина Цуркан-Донцу. Эксперт рассказала присутствующим об основных способах разрешения ситуаций, в которых оказываются люди, к которым применялось насилие. Также она разъяснила необходимость всесторонней информационной поддержки, юридического и психологического сопровождения и ознакомила с перечнем существующих в Молдове организаций неправительственного сектора, в которые могут обращаться граждане, попавшие в кризисную ситуацию, или жертвы домашнего насилия.

Цифры де-факто не отражают реальную картину

Говоря о статистических данных по ситуации с домашним насилием в Республике Молдова, Арина Цуркан-Донцу сказала, что немалая часть граждан, к которым хотя бы раз в жизни применялось домашнее насилие, все еще боятся обращаться в правоохранительные органы с соответствующими заявлениями. Это, в значительной степени объясняет, почему цифры, которые озвучиваются в этой связи, недостаточно точно отражают реальную картину. По словам адвоката, в Республике Молдова статистика такова: в среднем три из четырех женщин (73%) подвергались той или иной форме насилия со стороны своего интимного партнера; три из четырех случаев психологического насилия (71%) по сравнению со средним показателем по ЕС (43%); один из трех случаев физического насилия на протяжении всей жизни (33%) по сравнению со средним показателем по ЕС (20%), Латвия (31%), Испания (12%); 9% женщин пережили сексуальное насилие с 15 лет по сравнению со средним показателем по ЕС (7%), Дании (11%), Хорватии (3%).

Самой большой проблемой в этом плане в нашей стране все еще остается необращение за помощью. Поэтому, несмотря на то, что статистические данные по обращениям в полицию, представленные в графике с 2012-го по 2020-й год, все-таки демонстрируют рост, о числе замалчиваемых правонарушений, связанных с домашним насилием, лишь остается догадываться.

По информации, предоставленной старшим офицером ООБ, ведущим инспектором Марианной Петкович, с 2017-го по 2020-й год в Инспекторат полиции Чадыр-Лунги поступило 70 сообщений о семейных скандалах. Из них семь случаев были квалифицированы как правонарушение согласно ст. 78 1 КоП РМ («Жестокое обращение или другие насильственные действия, совершенные одним членом семьи в отношении другого члена семьи, причинившие незначительные телесные повреждения»). В 2018-м году было начато уголовное преследование по ст. 2011 УК РМ («Насилие в семье») по 31 уголовному делу. По аналогичной статье в 2019-м году начато уголовное преследование по 16 уголовным делам, а за 11 месяцев 2020 года – по 21 уголовному делу. В текущем году было начато уголовное преследование по восьми уголовным делам. «В 2020-м году в статусе семейных агрессоров в ИП Чадыр-Лунга на учете состояли 26 человек, а за неполных 10 месяцев текущего года – уже 33», – проинформировала Марианна Петкович.

«Нас тоже били, и ничего»

Как сказала Арина Цуркану-Донцу, многие жертвы домашнего насилия чаще всего могут даже не распознавать, что находятся в ситуации риска. В основном, многие считают, что домашнее насилие проявляется в нанесении побоев или применении других физических воздействий. Однако в не меньшей степени это касается эмоционального насилия, когда один партнер пытается установить власть и контроль над жизнью другого, диктует, как ему поступать, с кем общаться, какую одежду носить, сколько денег тратить, как часто посещать родственников и так далее.

По свидетельству специалистов, чаще всего замалчиваются такие виды и формы насилия, от которых не остается следов на теле: психологическое (занижение самооценки, унижение, игнорирование, изоляция) и экономическое (лишение финансовых средств, еды, медикаментов, запрет на владение общим имуществом, контроль над ресурсами).

Опрос общественного мнения о феномене домашнего насилия, который проводился во всех трех регионах страны (север, центр, юг) с участием 2000 человек, показал, что многие до сих пор находятся во власти стереотипов и не видят разницы между актами домашнего насилия и обычными семейными ссорами, которые случаются в любой семье.

Однако соцопрос выявил и совершенно шокирующие данные. К примеру, 27,7% мужчин и 17,5% женщин поддержали утверждение: «Женщина должна терпеть насилие, чтобы сохранить семью». А также 41,1% мужчин и 19,1% женщин согласились с утверждением: «Бывают случаи, когда женщину нужно бить».

Многие женщины не обращаются в полицию, потому что не получают должной поддержки даже со стороны своих близких. Не редки случаи, когда на жалобы о домашнем насилии пожилые родственницы жертвы говорят: «Нас тоже мужья били, и ничего – и детей вырастили, и всю жизнь вместе прожили. И ты проживешь».

«К сожалению, домашнее насилие в нашем обществе воспринимается как нечто нормальное из-за стыда «выносить сор из избы», что, безусловно, является очень устаревшим стереотипом мышления», – сказала в этой связи одна из участниц тренинга.

Что даст Молдове подписание Стамбульской конвенции

В ходе информационной сессии участники тренинга обсудили положения Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (также известной как Стамбульская конвенция). Это международное соглашение Совета Европы против насилия в отношении женщин и насилия в семье. Документ открыт для подписания с 11 мая 2011 года в Стамбуле, Турция. Подписана 46 странами и Европейским союзом. Конвенция вступила в силу 1 августа 2014 года.

В ряде стран, в том числе России, Конвенция критикуется: ее критики считают размытым понятие «гендер» и полагают, что она может подорвать традиционные семейные ценности.

12 марта 2012 года Турция стала первой страной, ратифицировавшей Конвенцию, за ней с 2013 по 2019 годы последовали еще 33 страны: Албания, Андорра, Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Кипр, Дания, Финляндия, Эстония, Франция, Грузия, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Македония, Мальта, Монако, Черногория, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, Португалия, Сан-Марино, Сербия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария.

Турция, однако, также стала первой страной, объявившей в марте 2021-го года о своем выходе из Конвенции, объяснив принятое решение тем, что Конвенция используется для того, чтобы утвердить гомосексуализм как норму.

Однако, по словам адвоката Арины Цуркан-Донцу, многие жители не только не знакомы с положениями Стамбульской конвенции, но даже и не предполагают, насколько на самом деле важным может стать подписание этого документа. В частности, мало кто знает, что в рамках Стамбульской конвенции жертвам домашнего насилия можно будет помочь в получении бесплатной адвокатской помощи, гарантированной государством в любых судебных процессах, связанных с насилием в семье; женщины и их дети смогут воспользоваться поддержкой в специальных приютах, где им окажут юридическое и психологическое консультирование, медицинскую и социальную помощь, включая расширение экономических возможностей и трудоустройство; врачи, сотрудники полиции, социальные ассистенты и другие специалисты, которые знают или имеют основание полагать, что в той или иной семье был совершен акт насилия, будут обязаны отреагировать и сообщить об этом компетентным огранам власти; и др.

Для ZdG, Ната ЧЕБОТАРЬ, журналист, АТО Гагаузия
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
spoed loodgieter
- Werbung Berlin - buy instagram followers -