В Республике Молдова объявлено чрезвычайное положение в сфере энергетики после того, как на прошлой неделе переговоры Кишинев-Москва по вопросу поставок газа провалились. Хотя мы допускаем, что зима будет тяжелой, власти заверяют нас, что мы не замерзнем от холода. Правительство обратилось к ЕС с просьбой помочь Молдове выйти из кризиса, и несколько румынских депутатов Европарламента объявили, что Румыния будет рядом с Молдовой.
Георгий Горган, Пухачены, Новые Анены
Смотря какая будет зима… Никто не знает, что будет, потому что дорожает все, не только газ. Разве вы не видите, что делается с бензином, соляркой?.. Если дорожает хлеб, знайте, что это очень плохо. Для нас, сельхозпроизводителей, цены на топливо – катастрофа. А теперь подорожал и газ. Накануне зимы. Решения? Они должны исходить от правительства, парламента, президента. Для чего мы их выбрали? Все они должны мобилизоваться – левые, правые, чтобы посмотреть, что они могут сделать, как они это могут сделать, искать отношения с другими государствами, которые могли бы помочь нам, а не похоронить нас…
Ион Попа, Трушены, Страшены
Зима – это не шутка. Летом вы спрятались в тень, а холодной зимой где спрятаться? Решения нужно искать везде. Мы маленькая страна, у нас нет ресурсов… Мы не научились зарабатывать деньги на фруктах, как арабы делают деньги на нефти. Никто не хочет об этом думать… Будь то в селе или в городе, этой зимой людям придется нелегко, за исключением того, что в селах пока еще есть печь, вокруг которой может собраться много людей. Для нас, старшего поколения, единственная надежда – на детей. Если они спавятся, нам будет легче. Если нет…
Виктория Руснак, Кишинев
Будет очень сложно. Повышение цен связано между собой. И все они бьют по нашим карманам. Если до сих пор старушка продавала сковороду или вилку на обочине дороги и оплачивала счет за отопление, то теперь за что платить в первую очередь, когда все подорожало: хлеб, молочные продукты, услуги… Сложнее всего будет для многодетных семей и пожилых людей. Власти должны сначала подумать о них. Решения? Все зависит от правительства. Для этого они и были выбраны. Чтобы решить наши проблемы. Мы работаем, платим налоги, обеспечиваем им высокую зарплату, а они должны создавать для нас условия жизни.
Виолина Барган, Кишинев
Мало у нас было кризисов, чтобы на нас навалился еще один… Сложно. Первые переговоры с Россией ни к чему не привели, и непонятно, что будет дальше, если мы получим газ от россиян, сколько, по какой цене… Если правительство просило нас сэкономить и призывало к помощи ЕС, значит будет тяжело. Люди запутались, они больше не верят в государственные учреждения. Люди уезжают, уехали и мои дети, и, наверное, нас ждет то же самое. Да, энергетический кризис ударил и по Европе, но там проблемы решаются иначе, чем у нас. Если правительство не найдет решения, будет плохо.
Анна Бивол, Кишинев
Мы все очень сильно почувствуем энергетический кризис. Мы его уже чувствуем, потому что у многих из нас есть машины, мы часто ездим, и цены на топливо дают нам это понять. В Европе цены тоже растут, но в ЕС есть солидарность между государствами-членами. Я не специалист по экономике, чтобы находить решения. Работа государства – найти выход из ситуации. В таких ситуациях очень важна человеческая солидарность. К сожалению, мы не солидарное общество, постсоветский капитализм сделал нас эгоистичными, и это особенно чувствуется в кризисных ситуациях, когда вместо того, чтобы помогать друг другу, мы создаем друг другу проблемы и делаем вид, что не видим, что делается вокруг нас.
Сильвия Штирбец, мэр Вален, Кагул
Будет тяжко, но надеюсь, что мы выберемся. Тяжко, потому что речь идет не только о росте цен на газ, нам придется столкнуться с множеством других повышений. И в селе будет не легче, чем в городе, потому что сейчас не так, как 30 и более лет назад, когда было где рубить дрова и топить печь. Сейчас все стоит дорого, в городе – газ, в селах – дрова и уголь. Проблема сложная. Потому что в течение 30 лет все правительства обещали диверсифицировать источники энергии, но сегодня мы остаемся там же, зависимые от того же источника и поставщика. Мы почувствуем это на нашей шкуре. Этой зимой нам, возможно, придется чему-то научиться, но сначала давайте выберемся из нее.