Материал Еврорадио
Когда осенью 2020 года бывший сотрудник А1 Д. (имя и фамилия есть у редакции) принёс в редакцию Еврорадио информацию о том, что КГБ с помощью сотового оператора может прослушивать белорусов в их домах, мы не очень удивились. В то время в публичном поле широко обсуждалось, что белорусские силовики прослушивают вообще всех. Но одно дело — слухи или несколько “слитых” частных разговоров, и совсем другое — конкретные факты с именами и фамилиями тех, кто организует прослушку.
“Я хочу, чтобы люди в Беларуси знали, что их дом не их крепость”, — говорил Д. Еврорадио провело расследование. Нам удалось найти подтверждения рассказу экс-сотрудника А1 и проследить конкретную историю от начала слежки и до конца.
Нетривиальное задание
Д. начинал свою карьеру в сфере связи с работы монтажником в компании “Атлант Телеком”. В 2016 году она вошла в состав А1. К 2018 году мужчина уже возглавлял в А1 отдел подключения клиентов.
— Я входил в топ-40 компании, — рассказывает Д. Сегодня он находится за границей, а о его работе в связи напоминает запись на Linkedin и запись с упоминанием Д. в блоге “Атлант Телекома”.
Осенью 2017 года один из руководителей Д. рассказал ему, что у сотрудников КГБ возникла “просьба”. И теперь Д. предстоит выполнить “нетривиальное задание”.
Для начала нужно было передать один из роутеров компании сотруднику КГБ.
— Они [сотрудники КГБ. — Еврорадио] приходили к моему руководству и в настоятельной форме просили оказать им некоторые услуги. И вы, наверное, понимаете, что отказаться очень сложно. — рассказывает Д. — Я не смотрел, что внутри маршрутизатора, который побывал в их руках. Насколько я понимаю, он разбирался и в него закладывалось устройство прослушки и записи.
Такой роутер сотрудник А1 установил в указанную КГБ квартиру.
— Интернет работал, телевидение работало. Все услуги, предоставляемые компанией, оказывались в полном объёме. Человеку совершался звонок с просьбой пустить инженера компании в квартиру для замены маршрутизатора. Якобы его устройство отправляло в сеть помехи. На какое-то время ставился “тестовый” маршрутизатор. После того как он отрабатывал, его забирали сотрудники госбезопасности, а человеку возвращали обычный роутер.
На установку устройства Д. ездил лично с сотрудником КГБ.
Из топов в изгои
Больше в исполнении подобных “просьб” участвовать не хотелось, говорит Д. И тот самый выезд остался единственным. Зато отношение руководства к сотруднику резко изменилось.
— Было не одно важное совещание, на котором я должен был присутствовать. Но меня на эти собрания не звали. Я узнавал о них после проведения.
В 2018 году Д. уволился из А1 и переехал в другую страну. На вопрос, связан ли его переезд с историей с прослушкой, он отвечает:
— Вы можете сопоставить факты: я уволился 9 октября и 11 октября уже был за границей.
Зачем нужно было прослушивать конкретно того человека, которому Д. устанавливал роутер, он точно сказать не может. Возможности задавать много вопросов тогда не было.
— Если я верно помню, там должна была происходить какая-то встреча министров. Сам он [человек, в чью квартиру ставили устройство. — Еврорадио] уже был на пенсии.
Кого и зачем прослушивали
Д. предоставил Еврорадио данные человека, которого прослушивали: имя и отчество, адрес, номер лицевого счёта, на который был оформлен роутер. Фамилии этого человека экс-менеджер А1 вспомнить не смог. Но по полученной информации Еврорадио смогло найти его.
В 90-е человек, в квартире которого установили “модифицированный” КГБ маршрутизатор, занимал руководящие должности в нескольких компаниях, зарегистрированных в Ижевске и в Смоленске. Одна из них — ЗАО “Магазин “НИВА” (Ижевск). Магазин работал с 1998 по 2006 год. Вторая — ООО “Торговое представительство Республики Беларусь” (Ижевск). Работала с 2002 по 2011 год. Анатолий Петрович С. был в ней одним из учредителей. Ещё одна — ООО “Роскомпоставки” — действовала с 2012 по 2014 год в Смоленске. В ней Анатолий С. тоже был одним из учредителей.
Мы связались с сыном Анатолия С. Его также зовут Анатолий. Он вспомнил, что несколько лет назад в квартире действительно меняли роутер.
— Поговорил с друзьями. Несколько человек даже вспомнили, что мне ставили роутер на замену на несколько дней. Запомнили этот момент, так как все сильно удивились: какие такие помехи он может давать?
К моменту нашей беседы Анатолия С.-старшего уже нет в живых. Но, когда меняли роутер, он действительно жил по адресу, который сообщил Д.
Семья Анатолия из Беларуси, но долгое время жила в Ижевске. Там у С.-старшего был бизнес.
— Потом в России произошёл дефолт [1998 год. — Еврорадио], бизнес развалился, и мы вернулись в Беларусь. Я был ещё ребенком и не знал деталей. Но какого-то большого наследства я не получил, — рассказывает Анатолий С.-младший.
Он продолжает, что к концу жизни его отец работал “в какой-то фирме уборщиком”, потом “где-то ещё сторожем”. Собеседник отмечает, что отношения с отцом были натянутые, поэтому он особо не интересовался его жизнью и знакомыми. Поэтому не может предположить, зачем его понадобилось прослушивать.
Он также уверен, что его самого прослушивать было незачем, ведь он обычный инженер. На вопрос, могли ли у его отца быть какие-то связи с чиновниками, Анатолий отвечает, что это не исключено.
— Могли быть контакты по старой памяти. Тогда ведь, в 90-е, социальные лифты по-другому работали, всё было перемешано.
Сроки в рассказе Анатолия С.-младшего и в данных, которые нашли мы, не сошлись. По словам мужчины, после переезда в Беларусь его отец больше не занимался бизнесом. Однако дефолт в России случился в 1998 году, а последняя компания, где Анатолий Петрович С. значился в числе руководителей, была создана в 2012 году и ликвидирована в 2014 году.
Кто и как организовывал прослушку
Также в распоряжении Еврорадио оказались записи разговоров Д. с его бывшим начальником Г. (имя и фамилия есть у редакции; с 2018 года не работает в А1) и, как он утверждает, с одним из сотрудников КГБ.
На записях речь идёт о роутере. Его нужно привезти в центральный офис A1.
— Не хочу везти это в машине, — говорит Д.
— Я и в офисе не хочу [хранить. — Еврорадио], — отвечает Г. Встретиться они договариваются в кабинете некоего “Антона Владимировича”. Такие имя и отчество у одного из нынешних топ-менеджеров А1.
Мы связались с Г. и, поговорив с ним по вопросу, не связанному с прослушкой, отправили запись разговора на фоноскопическую экспертизу в Россию. Там подтвердили, что голос говорившего с Д. действительно принадлежит его бывшему начальнику.
Сотрудники А1 обсуждают нетривиальное задание / Еврорадио
В офисе нужное устройство было передано в руки сотрудников КГБ, утверждает Д. Затем в сопровождении одного из них он установил роутер в указанной квартире.
Что известно о “сотрудниках КГБ”?
Д. назвал Еврорадио два телефонных номера. По его информации, они принадлежат сотрудникам КГБ: “Олегу” и “Максиму”. С одним из них Д. обсуждал, как доставить устройство к дому, в котором его нужно установить.
Сотрудники КГБ и А1 едут, чтобы поставить “жучка”
Еврорадио попросило инициативу “Кибер-Партизаны” “пробить” номера по базам данных, которыми они располагают. Вскоре пришёл ответ: оба номера зарегистрированы по адресу: г. Минск, проспект Независимости, 17. Это адрес КГБ Республики Беларусь.
Дозвониться до “Олега” у нас не получилось. В телеграме на его номер мы нашли аккаунт, который подписан как Олег. Ни никнейма, ни фотографии там нет. То же самое в вайбере.
Если пробить номер через smart_searchbot 3.0 в телеграме, получим следующую информацию, которая никак не помогает идентифицировать человека: “Телефон МТС, ФИО: К., адрес: Республика Беларусь”.
Второй номер в телеграме не нашёлся. Зато в вайбере он подписан как Maksim и выглядит так:
smart_searchbot 3.0 даёт намного больше информации по номеру “Максима”, чем по предыдущему:
Ссылки на “ВКонтакте” оказались нерабочими. Но зато Еврорадио удалось дозвониться до “Максима”. Диалог получился следующий.
Еврорадио: Здравствуйте. Максим?
Максим: Да.
Еврорадио: Вы не устанавливаете модемы вместе с сотрудниками А1?
Максим: Что?
Еврорадио: Вы никогда не устанавливали модемы вместе с сотрудниками А1?
Максим: Какие модемы?
Еврорадио: Модемы домашние.
Максим: Вы, наверное, ошиблись номером.
Еврорадио: То есть вы не из КГБ и не прослушиваете людей?
Максим: Нет, конечно.
А1: “Если у вас есть информация о правонарушениях, сообщите нам”
Еврорадио поинтересовалось у А1, что там думают по поводу этой истории. Мы отправили в пресс-службу компании следующие вопросы:
1. Осенью 2017 года сотрудник А1 (тогда Velcom) Д. (имя и фамилия были приведены в запросе полностью) участвовал в установке роутера, содержащего устройство для слежки, в доме по адресу улица Шаранговича, 48. По чьей просьбе/распоряжению производились работы?
2. Чем конкретно устройство, установленное в доме по адресу улица Шаранговича, 48, отличалось от аналогичных?
3. Кому в офисе А1 на Интернациональной, 36 заместитель генерального директора по цифровым платформам и контенту А1 “Антон Владимирович” и Д. (имена и фамилии были приведены в запросе полностью) передавали роутер, который потом был установлен в доме на Шаранговича, 48?
4. Часто ли в адрес компании А1 поступают просьбы от белорусских спецслужб установить “модифицированные” роутеры в квартиры людей, которые не подозревают, что их таким образом прослушивают?
5. Часто ли компания А1 отказывает в подобных просьбах? Есть ли в принципе возможность отказаться?
6. Как бы вы могли охарактеризовать “Антона Владимировича” и Д. (имена и фамилии были приведены в запросе полностью)?
Мы получили следующий (довольно краткий) ответ:
Из этого ответа мы поняли, во-первых, что Д. — действительно бывший сотрудник А1. А во-вторых, что информации, которая содержалась в нашем запросе, для внутреннего расследования оказалось недостаточно. Для нас это странно: ведь запрос содержал имена, фамилии, адрес и приблизительное время, когда были совершены “противоправные действия”.
Как обезопасить себя
Специалист по персональной безопасности, который работал в одной из крупных белорусских компаний, говорит, что допускает возможность такого использования роутеров. Однако работает это, скорее всего, именно в случае, если роутер меняли.
— Штатный роутер, который выдают, как правило, всем при подключении, “жуком” не будет. Если вдруг возникает срочная необходимость в замене оборудования и это не вызвано жалобами клиента, это может быть сигналом к тому, что человеку подогнали “жука”, — отмечает собеседник. — В части безопасности совет всё тот же, древний: не болтать. Особенно вблизи любых средств связи и коммуникации. Идеальный разговор — без гаджетов и на природе. Лицами, обращенными не друг к другу, а куда-нибудь к лесу.
Специалист также советует обратить внимание на то, что перехват доступа к мессенджерам сейчас более актуален, чем прослушка. Например, израильское шпионское ПО Pegasus позволяет полностью контролировать устройства и следить за жертвой взлома.
Чтобы Pegasus получил доступ к телефону или компьютеру, не обязательно даже скачивать файлы или открывать какие-либо ссылки. Согласно недавнему расследованию OCCRP, мишенями Pegasus могли стать 14 политических лидеров, включая президента Франции Эммануэля Макрона.
— “Жучок” и не нужен, достаточно получить доступы к гаджетам. Поэтому я рекомендую двойную верификацию, не синхронизировать телефон с гуглом и заводить доверенные мессенджеры не на основную СИМ-карту, — заключает собеседник.
Впрочем, если устройство заражено Pegasus, даже такие меры предосторожности не помогут.