Безработица и рост цен привели к росту преступности?
«Пять-шесть месяцев назад я заподозрил, что у Эльнары есть отношения с парнем по имени Азер. Я видел это во сне. И подумал, что раз уж это мне приснилось, то между ними действительно что-то есть. Из-за этих подозрений к жене я остыл, мы стали часто ссориться. Потом я не выдержал и убил ее».
Все это вовсе не сценарий ужастика, а история одного убийства, совершенного в бакинском поселке Пираллаги. Айдын Мамедов, будучи нетрезвым, вспомнил свой сон и убил супругу с особой жестокостью. Бакинский суд по тяжким преступлениям приговорил его к 17 годам. Апелляционный суд оставил решение в силе.
Число «женских убийств» в Азербайджане не только не сокращается, но и растет с каждым днем. И причины становятся все более странными: изменила во сне, один раз не ответила на звонок, захотела пойти в гости к родителям, жалуется на то, что дома холодно.
В Физулинском районе Зохраб Гянджеви перерезал горло своей жене Вусале Асадовой именно по этой причине. Вусаля сказала, что дома холодно, дети мерзнут, мужу ее жалобы не понравились, и он ее убил. Это случилось шестоо января этого года. Только за первую неделю этого года были убиты еще четыре женщины.
Так как год еще не закончился, официальной статистики по убийствам женщин нет. Но общественное объединение помощи женщинам «Təmiz dünya» («Чистый мир»), ссылаясь на опубликованные в прессе и официально подтвежденные факты, сообщает, что их больше, чем в прошлые годы, и они отличаются особой жестокостью. Например, шокирующий случай, когда беременной женщине муж отрезал голову на глазах у троих детей.
На такие сообщения в прессе среагировали НПО и СМИ, в соцсетях началась акция «Хватит убивать женщин». Инициатор кампании, глава Общественного объединения помощи женщинам «Чистый мир» Мехрибан Зейналова перечислила проблемы, из-за которых азербайджанские женщины беззащитны перед «бытовым криминалом»: углубление патриархальных стереотипов, экономическая зависимость и подчиненное положение женщин в обществе, невнимательность чиновников к жалобам на бытовое насилие, бездействие институтов социальной работы, ранние браки и так далее.
Почем правосудие?
Мехрибан ханум говорит, что зачастую полиция расследует такие убийства «спустя рукава»: «К нам обратились родители убитой собственным мужем Сабины Вердиевой. Они боятся, что дело об убийстве будет расследовано неправильно.
Отец Сабины, Мазахир Джаббаров, сказал, что дочь его была убита с особой жестокостью – с использованием тупого предмета и ножа. На теле женщины были обнаружены колото-резаные раны».
По словам отца, за последний год его дочь пять раз избивали супруг, свекровь и свекор. Ее вернули в отчий дом, но из-за беременности и наличия троих детей ее отправили обратно к мужу. «Женщина была убита в тот же день. Но, к сожалению, мы не смогли найти для семьи убитой бесплатного адвоката. Сами же они не в состоянии оплатить адвокатские услуги», – говорит Зейналова.
Таким образом, к самой проблеме участившихся случаев насилия добавляется еще одна проблема — неспособность судов обеспечить азербайджанских граждан бесплатным правосудием.
По Уголовному Кодексу, за такие преступления положен срок 17-20 лет. В свете последних событий многие, в том числе депутат Эльмира Ахундова, предлагали вернуть смертную казнь, которая в Азербайджане была отменена в 2002 году.
Статистика
По информации Министерства внутренних дел, за шесть месяцев текущего года в Азербайджане в отношении женщин на почве ревности, семейного конфликта и т.д. было зарегистрировано 422 факта преступления. Восемь женщин убиты, остальные преступления — причинение тяжкого или среднего вреда здоровью, доведение до самоубийства и так далее.
По подсчетам ведущего статистику женских убийств журналиста Гаджи Зейналова, только в апреле в Баку было убито пять женщин, а всего в текущем году — не меньше 25. Среди убийц – бывшие мужья, бывшие возлюбленные, бывшие свекры, нынешние мужья, братья, соседи.
“Чистый мир”, исходя из своих данных, утверждает, что убито больше ста женщин.
На официальном сайте Государственного комитета по статистике преступления не делятся по принципу пола жертвы или мотива, поэтому проследить динамику достаточно сложно. По статистике, количество особо тяжких преступлений с начала двухтысячных годов возросло примерно вдвое и в 2015 году составило 3 922.
Если сопоставить официальные данные с исследованиями журналистов и данными мониторингов НПО, можно увидеть, что как минимум каждое десятое убийство в стране — убийство женщины на бытовой почве.
Менталитет
Даже если от тюрьмы нет спасения, там можно жить как «авторитетный убийца». Старая традиция все еще живет в азербайджанских тюрьмах. «Узники чести», например, убившие жену за измену, пользуются в тюрьмах особым авторитетом.
Еще одна причина ухудшения криминогенной обстановки в стране — скатывание общества в сторону «традиционного мышления» с его строгими табу и двойными стандартами. В эти стандарты вполне вписывается, например, убийство сыном матери, если она после смерти отца стала встречаться с другим мужчиной, убийство отцом дочери за то, что она провела ночь не дома, и так далее, и тому подобное. Находятся даже медиа, которые публикуют о таких убийцах заметки в сочувственном тоне.
Психолог-юрист Орхан Султанов считает, что причина участившихся преступлений — ухудшение экономической ситуации: «Всем известны шокирующие эксперименты, когда психологи пытались выяснить, при каких условиях средний человек начинает идти против законов морали. И результат всегда был один и тот же — даже благополучные люди из «сытого» общества, стоит поставить их в стесненные условия, начинают вести себя, как животные.
А для человека с низким культурным уровнем, без образования, в нашем обществе часто становится единственным ориентиром его «статус мужчины», то есть, та самая «честь». Если он не может состояться или развиться как-то по-другому, это все, что у него есть. Поэтому любой намек на измену жены или даже ее претензии вроде «ты мало зарабатываешь», могут заставить его полностью потерять контроль над собой. Будет увеличиваться безработица, расти цены — будет еще больше «не состоявшихся» мужчин, ищущих, на ком бы выместить злость, и больше бытового насилия».
Что делает государство?
По идее, проблемой насилия над женщинами должен заниматься Государственный комитет Азербайджана по проблемам семьи, женщин и детей. Глава комитета, Хиджран Гусейнова, на конференции, посвященной проблеме насилия против женщин, заявила, что «в Азербайджане очень серьезно поставлена государственная политика в отношении защиты женщин и детей». Затем Гусейнова перечислила, кто мог бы помочь государству в этом деле – неправительственные организации, представители академической и научной общественности, средства массовой информации. Последним предписывалось вести просветительскую работу среди населения.
Что касается НПО, огромную работу по оказанию психологической и другой помощи жертвам насилия делал «Женский кризисный центр», возглавляемый Матанат Азизовой (ныне политэмигрант). После того, как «Кризисный центр» вынужденно прекратил работу, «Чистый мир» оказался единственным местом, куда жертвы насилия могут обращаться за помощью. Учитывая, что несколько лет назад усложнилась процедура регистрации НПО, открытия новых ждать трудно.
А значит, просветительская работа среди населения остается на совести министерства образования под руководством нового министра Микаила Джаббарова, который сначала должен «отбиться» от многочисленных претензий граждан к его основной деятельности.
Источник: JAMnews