Обыски, проведенные во вторник, 5 октября, в Генеральной прокуратуре (ГП), которые привели к отстранению от должности генерального прокурора Александра Стояногло и его задержанию на 72 часа, вызвали волну реакции в публичном пространстве.
ZdG пообщалась с экспертами, адвокатами и юристами, которые прокомментировали задержание временно отстраненного генерального прокурора.
Основатель и директор программы «Правосудие и права человека» Центра правовых ресурсов Молдовы (ЦПРМ) Надежда Хриптиевски заявила для «Ziarul de Gardă», что прокурор по борьбе с коррупцией Виктор Фуртунэ должен выступить с публичными разъяснениями по поводу задержания временно отстраненного генерального прокурора Александра Стояногло и указать веские причины для возбуждения уголовного дела и задержания. Адвокат также упомянула, что надеется, что прокуроры по борьбе с коррупцией не делают правосудие ради шоу, а у них есть доказательства, которыми они смогут аргументировать свои решения.
«Я не могу комментировать законность задержания генерального прокурора, потому что не знаю подробностей. Мой самый большой вопрос заключается в том, как прокурор мог принять решение о том, начать ли уголовное расследование и задержание так быстро, но с учетом работы господина Стояногло и того факта, что довольно много резонансных дел не продвигались или, вероятно, были закрыты, по крайней мере, я надеюсь, что у прокурора были очень веские причины, и поэтому он так быстро выдал постановление о задержании, потому что задержание в основном необходимо либо для предотвращения бегства человека, либо для предотвращения уничтожения улик. Я подозреваю и думаю, что если они потребовали ареста, они должны выйти с публичными объяснениями. Конечно, им не обязательно публиковать все, потому что есть тайна уголовного расследования, но они должны предоставить некоторые доказательства, потому что это экстраординарный случай, это то, что всех нас очень волнует. Я надеюсь, что они не свершают правосудие ради шоу, а у них есть доказательства, и они смогут очень хорошо доказать, а решение о задержании, если речь идет об аресте, должно быть очень хорошо мотивированным. При аресте также есть судья, который выскажется, если что. Такая скорость вызывает много вопросов, как и позиция господина Стояногло, мы должны понимать, что он стоит во главе прокуратуры и имеет возможность влиять на ход дела, поэтому это может быть очень даже оправдано, если прокурор выйдет со строгими обоснованиями. Я бы не стала делать вывод о том, почему задержание произошло так быстро, я рассчитываю на то, что и прокурор, и другие участники его команды осознают, что это очень важно – это будет огромным испытанием для правосудия, и я надеюсь, что он все это документально подтвердит и злоупотреблений не будет», – заявила Надежда Хриптиевски.
В данном контексте адвокат «Promo-LEX» Вадим Виеру сообщил нам, что решение прокурора по борьбе с коррупцией о возбуждении уголовного дела в отношении генерального прокурора Александра Стояногло было принято в спешке, и задержание Стояногло не было необходимым. По словам адвоката «Promo-LEX», «в правовом государстве прокурор не принимает решение о возбуждении уголовного дела в течение полуторочаса».
«Вчерашние заявления Генерального прокурора достойны осуждения. Это были больше заявления политика, нежели прокурора. Но то, что произошло сегодня, доказывает, что кто-то очень плохо знаком с Уголовно-процессуальным кодексом и ЕСПЧ. Обладая такими знаниями, вы не построите верховенство закона. (…) Что я могу сказать, так это то, что в правовом государстве прокурор не принимает решения о возбуждении уголовного дела за час и 30 минут, потому что этого времени физически недостаточно, чтобы изучить материалы и оценить факты так, чтобы можно было возбудить уголовное дело и задержать генерального прокурора, я не думаю, что это было необходимо», – сказал Вадим Виеру.
Адвокат Эдуард Дигоре утверждает, что мера содержания под стражей, применяемая по уголовному делу, должна иметь серьезную мотивацию, соответствовать основаниям, предусмотренным законом, и интересам установления истины, а обвиняемому должны быть предоставлены все гарантии защиты. В этом контексте адвокат рекомендует прокуратуре и судам применять принцип, лежащий в основе уголовного процесса, – скорость судебного преследования.
«Задержание прокурора, генерала или кого-то вроде них – никто не стоит выше закона! Статус или должность лица не должны иметь решающего значения в решениях, принимаемых органом уголовного преследования, в частности, при применении меры пресечения. Мера содержания под стражей, примененная по конкретному уголовному делу, должна иметь серьезную мотивацию, преследовать основания, предусмотренные законом, и заинтересованность в установлении истины. Прокурор, имеющий право издать постановление о задержании лица, подозреваемого в совершении каких-либо поступков, предусмотренных Уголовным кодексом, базируясь на серьезности деяний и их тяжести, способах их совершения и использованных инструментах, значимости полученных доказательств, опасности совершения новых действий, реальной опасности оказания влияния на расследование и уклонения от ответственности, принимает решение о применении или неприменении этой меры. Подозреваемый или обвиняемый в совершении предосудительного деяния должен действительно получить все гарантии защиты. Важный элемент – прокурор должен предпринять все действия по уголовному преследованию, чтобы установить истину, путем расследования всех обстоятельств – тех, которые доказывают вину, а также невиновность заинтересованного лица. Да, простому прокурору нужна смелость, чтобы задержать генерального прокурора, министра, депутата или президента страны. Но, с другой стороны, необходимо обеспечить баланс в правосудии, и фильтром должны быть судьи, настоящие судьи, знающие и применяющие закон. То есть, чтобы мы снова не попали в ловушку «диктатуры прокуратуры», как это было до 2019 года! Рекомендую прокурорам и судам применять принцип, лежащий в основе уголовного процесса – СКОРОСТЬ уголовного преследования. Как говорится, – по горячим следам! Мы надеемся, что широко используемое в последнее время правило, согласно которому – «мы знаем, кто, мы знаем, когда, как, с кем, у нас есть доказательства, но мы не можем его привлечь к ответственности», исчезнет», – написал адвокат на своей странице в социальной сети Facebook.
Вечером во вторник, 5 октября, около 21:00, после трех часов обысков отстраненного от должности генерального прокурора Александра Стояногло из здания Генеральной прокуратуры вывели сотрудники Службы информации и безопасности (СИБ).
Прокурор по борьбе с коррупцией Виктор Фуртунэ заявил, что позже Стояногло переведут в СИЗО на улице Тигина в центре столицы. Прокурор Виктор Фуртунэ заявил, что против Стояногло выдвинуто как минимум 4 обвинения.
Сотрудники Службы информации и безопасности (СИБ) провели обыски в здании Генеральной прокуратуры (ГП) во вторник вечером, 5 октября, после того, как прокурор по борьбе с коррупцией возбудил уголовное преследование против Александра Стояногло.
Впоследствии Александр Стояногло был задержан на 72 часа. После трехчасовых обысков отстраненного генерального прокурора вывели из здания Генпрокуратуры сотрудники Службы информации и безопасности. Они направились к его дому, где также провели обыски. Стояногло присутствовал при обысках, которые продлились около часа, после чего его доставили в изолятор предварительного заключения.
Ранее в тот же день, 5 октября, члены Высшего совета прокуроров (ВСоП) собрались на внеочередном заседании, на котором рассмотрели заявление депутата от партии Действие и солидарность Лилиана Карпа о деятельности генерального прокурора Александра Стояногло.
Представители Генпрокуратуры заявили, что генеральный прокурор Александр Стояногло проведет брифинг для прессы. Брифинг должен был состояться в 18:00, но из-за обысков он так и не состоялся.