Уже на протяжении долгого времени на редакцию ZdG оказывается определенное давление с целью ограничения доступа читателей к газете, а это заставляет быть внимательными к явно бросающимся в глаза «совпадениям». Надо признать, однако, что эти методы запугивания становятся все более изощренными и эффективными за счет жесткой манипуляции конечным потребителем, то есть читателем, к которому мы имеем доступ через дистрибьюторов.
На днях рассказали наши читатели о последней попытке, еще не завершенной, поставить под угрозу доступность газеты. В некоторых киосках, с которыми мы работаем, продавцы ни с того ни с сего заявили людям, что ZdG больше не выходит на румынском языке, а печатается только на русском языке.
Ни разу, за все 11 лет существования ZdG, такого не было. Нам не известно на каком основании продавцы киосков распространяют эту грубую ложь. Все прошло бы незамеченным, если бы нам эту информацию передал только один человек. Тогда бы мы подумали, что у дамы в киоске хронические галлюцинации. На деле же это прозвучало от нескольких читателей, с которыми «ценной» информацией поделилось несколько наиболее осведомленных киоскеров. Ранее произошел противоположный случай — продавцы уверяли читателей, что газета не издается на русском языке. Более того, они пытались в этом убедить людей, которые являются родственниками наших журналистов и которые, соответственно, знали наверняка, что газета издается. Мы действительно не знаем, что происходит, но мы искренне уверяем вас, что газета, как и прежде, выходит на двух языках — на румынском и на русском.
То, что происходит очень странно и грустно. К сожалению, мы не можем проверять каждый киоск в Молдове. Но если бы нам вовремя сообщали о таких ситуациях, то мы могли бы оперативно отреагировать и потребовать ответа у ответственных лиц. Поэтому у нас огромная просьба ко всем читателям: если вдруг вам доведется услышать подобные высказывания в городе, в транспорте или киосках — пожалуйста, отметьте номер киоска, адрес и обязательно позвоните в редакцию и сообщите о случившемся, чтобы мы могли вмешаться.
С другой стороны, именно для того, чтобы свести к минимуму подобные случаи, редакция ZdG давно уже решила больше работать с подписчиками, то есть с принципиальными людьми, готовые оторвать от себя 15 леев в месяц и подписаться на газету. Что такое 15 леев? Это почти то же, что стоимость не самой дорогой пачки сигарет или бутылки кока-колы, литра бензина или масла, кусочка торта или чашки чая в любом кафе Кишинева. А что такое подписка? Это осознанная способность отказаться от пачки сигарет и сохранить свое здоровье, это возможность поддержать людей, которые работают ради конкретной цели, ради всеобщего блага. Делая выбор в пользу подписки, человек выбирает реальную возможность вместе с редакцией участвовать в выпуске газеты и в работе, которую проделывают журналисты.
Оплатив подписку, это значит отказаться от чего-то, большого или малого, ради поддержки, оказанной газете, ради признательности всей редакции за жертвы, которые приносят журналисты в своей ежедневной деятельности. Вы делаете это для того, чтобы быть уверенным в том, что вы являетесь частью чего-то большего, более громогласного. Подписаться — значит дать понять журналистам, что вы поддерживаете и уважаете их за то, что они делают, что не все потеряно и что можно еще сделать что-то большее, если нас много и мы не будем сидеть сложа руки, и, самое главное, нам есть ради кого действовать.