На этой неделе исполняется 100 дней с начала работы офиса Европейского прокурора. За эти 100 дней и 100 ночей офис Лауры Кодруца Кёвеши зарегистрировал 1700 заявлений о преступлениях, на основании которых было начато 300 расследований. В ходе предварительных расследований выяснилось, что бюджету был нанесен ущерб на сумму 4,5 миллиарда евро.
Получается, что у каждого из 446 миллионов европейских граждан украли примерно по 1000 евро. Это много? Это мало? Это очень много, потому что не все европейские семьи живут припеваючи, а 1000 евро им бы хватило на отпуск или на домашнее питание в течение нескольких недель.
Если соотнести эти суммы с Республикой Молдова, то можно взглянуть на ситуацию иначе. Даже если разделить украденный миллиард на 2,8 миллиона жителей, то получится по 300-400 евро на душу населения, собранные в результате возмещения убытков от мошенничества. Но кажется, что 300 евро для гражданина Молдовы (бюджетника, пенсионера и т.д.) намного больше, чем 1000 евро для европейского гражданина.
Но даже так тяжкий груз миллиарда остается на плечах граждан и на совести правоохранительных органов.
Республика Молдова – самое бедное государство в Европе, – из которой украли миллиард долларов, хвастается смехотворными суммами, например деньгами, возвращенными после изъятия имущества, добытого преступным путем. Агентство по возвращению имущества, добытого преступным путем, возместило около полумиллиона евро (хотя должен быть миллиард) из банковской кражи, бенефециаром которых был Влад Плахотнюк.
Другие госучреждения тоже активно занимаются возмещением ущерба, нанесенного в результате разных правонарушений. Например, недавно Государственная налоговая служба сообщила, что наложила штраф на общую сумму более 95 тысяч леев на лиц, которые сдают недвижимость в аренду и не подчиняются положениям закона. Другими словами, граждане, на которых и так лежит возмещение миллиарда, кое-где сдали в аренду жилье и были оштрафованы. Никто не сомневается в том, что они этого заслужили, но что делать с чиновниками, которые украли государственные средства и построили себе замки, но не сдают их, а безнаказанно живут на широкую ногу? Когда Налоговой службе заниматься большим мошенничеством, если можно штрафовать маленьких нарушителей?
Генеральная прокуратура тоже не продвигается в уголовных делах и не ищет способов возвращения украденного миллиарда. Хотя очевидно, что все учреждение ГП усердно работает. Например, 8 сентября Генпрокуратура объявила удар ниже пояса тем, кто пытается извлекать выгоду из влияния. Да, Республика Молдова погрязла в коррупции, и не все получается, но недавно прокуроры опять удивили: «Двое мужчин, подозреваемые в извлечении выгоды из влияния, были задержаны в момент получения 700 евро». Это не шутка, а заголовок официального пресс-релиза Генеральной прокуратуры в стране, где украли миллиард. Мужчины якобы потребовали 700 евро у другого мужчины. В документе так и написано: «…якобы потребовали…».
Еще об одном большом успехе Генпрокуратуры написали на веб-сайте на этой неделе: «Команда Прокуратуры по мини-футболу вернулась из Румынии с главным призом». Понимаете, великие прокуроры выиграли в мини-футболе. Я знаю, что не стоит обобщать, и что, наверное, есть прокуроры, которые хороши и в футболе, и в расследованиях, но достижения, представленные общественности на веб-сайте этого учреждения, нелепы, и других сведений у нас нет.
Если бы румынский или европейский прокурор, такой как Лаура Кодруца Кёвеши, однажды приехал в Молдову, чтобы поработать здесь 100 дней, возможно, в конце мандата он бы уехал со множеством трофеев, а дела о банковских кражах, которые в течение почти десяти лет остаются на мертвой точке, поместились бы на стадионе по мини-футболу или на территории тюрьмы.
Генеральный прокурор Александр Стояногло правильно поступает, собираясь покинуть Высший совет безопасности (ВСБ). Он же не станет рассказывать в ВСБ о призе по мини-футболу или о том, что двое мужчин подозреваются в вымогательстве 700 евро.
АЛИНА РАДУ