30 лет назад, в результате неудачного переворота против Горбачева в Москве, Республика Молдова обрела независимость. Это произошло 27 августа 1991 года. До того, как за Декларацию независимости проголосовали в Парламенте, ее одобрили на Великом национальном собрании в присутствии 700 000 человек со всей республики. Накануне Дня независимости мы решили вспомнить, как прошли эти 30 лет истории Республики Молдова, и познакомиться с воспоминаниями и переживаниями нескольких из сотен тысяч подвижников независимости.
Константин Ионицэ, педагог, село Сирець
Я отлично помню 27 августа 1991 года. Мы поехали из Сирець в Кишинев на машине, чтобы присутствовать на Великом национальном собрании. Мы взяли с собой кого-то из пожилых соседей, а более молодые и сильные пешком прошли 15 км до Кишинева. Каждый шел, как мог… Люди отовсюду всю ночь шли в Кишинев, и многие из них – пешком. Если бы ситуация повторилась, я бы скорее всего поступил так же, даже если те, кто приходил к власти, зачастую разочаровывали нас. Провозглашение независимости было великим событием. Тем, кто голосовал за независимость, этого не забыть. И ожидания были большими. Но мы чаще сталкивались с пустыми словами и обещаниями…
Георгий Цуркану, фермер, село Кожушна
30 лет – это долгий период. Было много надежд, связанных с независимостью. Остались лишь переживания – это положительные эмоции, но, к сожалению, надежды не до конца оправдались. В 90-е годы мы всей семьей ездили на Великие национальные собрания. Мы брали с собой детей и родителей. Мы очень желали свободы… С годами мы пожалели о том, что с таким трудом приближаемся к идеалу объединения. Многие так и не поняли, что объединение – наше единственное спасение. Мы также прошли через некоторые разочарования, такие как предательство Рошки. Но надежда остается. С новой властью, кажется, вновь рождается надежда, а предыдущие правительства мало думали о народе и больше – о себе. Приоритетом были их карманы.
Анатолий Кроитору, ветеран войны, Кошница
Эта наша 30-летняя независимость достаточно грустная… Когда я вспоминаю, как ПВНС была переполнена людьми во время Великих национальных собраний, мне словно не верится, что такое было. Мы переживали не о том и надеялись не на то, к чему мы пришли. Мы хотели быть свободными, быть хозяевами у себя дома, жить по законам, жить по-другому. Я помню, как после первого Великого национального собрания я привез в Кошницу первый в Приднестровье триколор и повесил его у примэрии. Люди, как и сейчас, хотели коренных изменений. Но в 1992 году Россия устроила у нас войну, установила границу на Днестре, разорвала нас на две части и вернула к власти в Тирасполе и Кишиневе кланы просоветской мафии. Республика Молдова досталась бандитам. В Парламенте, в прокуратурах, в судах – везде были бандиты. Остается только одна надежда на изменения к лучшему – увидим, что сделает ПДС у власти. Еще одно разочарование станет катастрофой для Республики Молдова.
Анатолий Петренку, историк, Кишинев
Тогда, в августе 1991 года, мы радовались неудавшемуся государственному перевороту против Горбачева, и 27 августа Парламент провозгласил независимость Республики Молдова от советской «империи». Мы считали, что следующим шагом станет воссоединение народа. Но прокоммунистические лидеры Румынии и Республики Молдова, слишком сильно связанные с Кремлем, были недостаточно смелыми, чтобы по крайней мере озвучить проблему, которую не решили до сих пор. Чего мы добились? У Республики Молдова все черты независимого государства, но у нее нет политического потенциала и достаточных экономических ресурсов для независимого развития.
Мария Загоряну, педагог, Страшены
Я присутствовала на всех митингах и Великих национальных собраниях. Мы приходили сотнями, иногда проходя десятки километров пешком… Мы несколько раз протестовали у Посольства России, требуя, чтобы она забрала свою армию. Мы голосовали за независимость. С тех пор моей священной мечтой было объединение. И я была не одна. Десятки коллег и друзей думали и поступали так же. Но сейчас былые сторонники становятся все более одинокими, изолированными. Часть из них уехали и поселились в Румынии, тем самым исполнив свою мечту объединения, а другие, к сожалению, уехали навсегда. 30 лет независимости, какими они были – удачными и не очень, – окончательно убедили нас, что невозможно изменить ход истории.