Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес свое решение во вторник, 13 июля, по делу Майер против Республики Молдова. Дело касается несоблюдения полицией запрета на применение пыток и неэффективного расследования Прокуратурой, в том числе неэффективности механизма судебного контроля, объявляет Ассоциация «Promo-LEX».
Суд постановил выплатить заявителю 7500 евро в качестве компенсации морального вреда и 1500 евро в качестве издержек и расходов. С решением можно ознакомиться здесь.
Согласно «Promo-LEX», ЕСПЧ констатировал существенное нарушение статьи 3.
«Ввиду отсутствия какого-либо правдоподобного объяснения происхождения многочисленных гематом на разных частях тела заявителя, Суд пришел к выводу, что он подвергался жестокому обращению во время содержания под стражей. Таким образом, имело место нарушение статьи 3. Суд установил, что статья 3 была нарушена с точки зрения расследования и неэффективного судебного надзора. Суд также отмечает, что Прокуратура не опросила ни одного из врачей, которые видели заявителя 20, 23 и 24 июля 2012 года, в частности, врача, который видел заявителя 20 июля 2012 года и который был единственным медицинским экспертом, видевшим заявителя до его освобождения», – говорится в информационной записке.
В то же время Суд установил, что власти не выполнили свои обязательства, вытекающие из статьи 3 Конвенции, по обеспечению эффективного расследования обвинений заявителя о жестоком обращении.
«То, как национальный суд осуществил судебный надзор, вызывает дополнительную обеспокоенность. В частности, что касается происхождения вреда заявителю, национальный суд ссылался на такие основания, как тот факт, что применение силы было оправдано действиями заявителя. Как следствие, Суд указал, что прокуроры и судья, таким образом, заняли активную роль в благоприятствовании офицерам, обвиняемым в жестоком обращении, действиях, совершенных в ущерб заявителю. С учетом вышеизложенного, Суд установил, что власти не выполнили свои обязательства, проистекающие из статьи 3 Конвенции, для обеспечения эффективного расследования обвинений заявителя в жестоком обращении», – также значится в информационной записке.
20 июля 2012 года заявитель вместе с М. проезжал возле полицейского участка Кодру, когда их остановили несколько полицейских. Оба были задержаны и сопровождены в полицейский участок.
«По словам заявителя, в полицейском участке он выразил несогласие с действиями полиции, после чего подвергся жестокому обращению со стороны нескольких полицейских, которые били его ногами по голове и телу в течение десяти минут. В это время его оскорбляли, проявляя явное дискриминационное отношение к потребителям наркотиков. М. стал свидетелем жестокого обращения со стороны полиции.
25 июля 2012 года заявитель подал в Прокуратуру уголовную жалобу, в которой он запросил проведения расследования жестокого обращения со стороны офицеров полиции. Жалоба была подана в Прокуратуру сектора Центр, которая заслушала заявителя и офицеров, которые его задержали. По словам заявителя, он просил, чтобы отец М. и М. были заслушаны в качестве свидетелей, отметив, что М. был свидетелем жестокого обращения, в то время как отец М. видел заявителя после инцидента с явными признаками жестокого обращения на лице. Однако два свидетеля не были заслушаны прокурорами», – утверждают представители «Promo -LEX».
Своим постановлением от 29 августа 2012 года Прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела.
«Прокурор установил, что заявитель был задержан по подозрению в нахождении под воздействием наркотиков, подозрение позже подтвердилось криминалистической экспертизой. Более того, он первоначально заявил прокурору, что в его шприцах ничего не было, в то время как в криминалистическом отчете значилось, что в них были обнаружены незаконные наркотики. Учитывая эти обстоятельства и отсутствие внятного объяснения, прокурор установил, что показания заявителя были непоследовательными и представляли собой средство защиты в уголовном процессе в отношении заявителя за хранение наркотиков. 18 сентября 2012 года заявитель оспорил постановление прокурора», – утверждают представители «Promo-LEX».
По данным Ассоциации, 28 сентября 2012 года старший прокурор своим постановлением от 29 августа 2012 года оставил решение в силе.
«Заявитель оспорил это постановление в Центральном суде Кишинева. В своих выступлениях перед судом заявитель утверждал, что два свидетеля, заслушать которых он просил, еще не были заслушаны и что они были запуганы, чтобы не давать показаний в связи с жестоким обращением в отношении него. В частности, М. боялся выходить из дома и быть арестованным, таким образом, жестокое обращение было подтверждено.
Заявитель утверждал, что подвергался жестокому обращению в течение десяти минут и получил ряд гематом на различных частях тела. Через два года после событий психологическая оценка, проведенная Центром реабилитации «Memoria», подтвердила, что он страдал от посттравматического стрессового расстройства. Заявитель утверждает, что полиция выкрикивала множество оскорблений в адрес заявителя во время жестокого обращения с ним, проявляя дискриминационную мотивацию. Заявитель указал, что согласно исследованию «Promo-LEX» 2014 года об отношении молдавских офицеров полиции к потребителям наркотиков, 70% из них считали, что потребители наркотиков являются скорее преступниками, нежели жертвами потребления, а 63% ассоциировали потребителей наркотиков с преступниками», – утверждают представители Ассоциации.
По словам адвоката ассоциации «Promo-LEX», директора Программы по правам человека, Вадима Виеру, «это дело еще раз подтверждает, что у Прокуратуры все еще есть недостатки, связанные с процессом расследования актов пыток, и судебный надзор по таким делам может быть формальным. ЕСПЧ также отмечает, что полиция подвержена влиянию стереотипов о потребителях наркотиков, и к ним относятся как к преступникам, а не как к зависимым лицам, нуждающимся в лечении».
Милена ОНИСИМ