Материал Еврорадио
Литва прислалала официальный отказ на запрос белорусских властей выдать Светлану Тихановскую. Об этом рассказал в эфире “Беларусь 1” генеральный прокурор Беларуси Андрей Швед.
Запрос о выдаче Светланы Тихановской Минск направил в Вильнюс в марте 2021 года. Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис сразу сказал, что “скорее ад замерзнет, чем мы начнем рассматривать ваши требования”. То есть Вильнюс еще весной дал понять, что не намерен удовлетворять просьбу белорусской прокуратуры. Теперь на руках у Минска есть официальный ответ.
“Действительно, пришли документы, уже официально могу подтвердить об отказе Литвы в ее выдаче “, — сказал Швед. Он особо подчеркнул, что в отказе не было “мотивировки — на основании чего они нам отказали”.
Тем не менее Минск продолжает попытки получить правовую помощь от Вильнюса — на сей раз в рамках уголовного дела о геноцидете белорусского народа. В интервью БТ Швед рассказал, о чем хотел бы расспросить бывшего президента Литвы Валдаса Адамкуса. В прокуратуре полагают, что Адамкус состоял в литовском батальоне, который участвовал в карательных операциях на территории Беларуси во время войны.
“У нас есть список карательных батальонов СС, в том числе литовских. Это около тысячи человек, среди них фигурирует известная фамилия, в том числе Адамкус. Мы направили поручение об оказании правовой помощи”, — заявил Швед.
Среди вопросов к Адамкусу Швед выделил несколько: “присягал ли он на верность фашистскому рейху, вступал ли добровольно в ряды карательного литовского батальона СС, и характер своих взаимоотношений с “минским мясником” и конкретное участие в определенных карательных операциях гражданина-господина Адамкуса”.
“Минским мясником” называли Антанаса Импулявичюса — командира 2-го литовского полицейского батальона, который позднее был переименован в 12-й батальон шуцманшафта. Это подразделение участвовало в массовых убийствах людей на территории Беларуси.
Сам Адамкус назвал абсурдом подозрения белорусской генпрокуратуры. “Я даже не знаю, что такие организации вообще существовали, представления не имею, что они делали и кто эти люди [которых упомянула Генпрокуратура Беларуси]. Впервые слышу”, комментировал запрос белорусской прокуратуры экс-президент Литвы. Такой шаг белорусских властей он назвал “глупой попыткой отвлечь внимание от борьбы белорусов за свободу”.