29 июня 2021 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение по делу Щербинина против Республики Молдова и Российской Федерации, в котором было установлено нарушение ст. 6 § 1 ЕКПЧ (право на справедливое судебное разбирательство) и обязал российские власти выплатить заявительнице 3000 евро в качестве компенсации морального ущерба и 1600 евро в качестве компенсации судебных издержек и расходов на представительство в суде.
Представители «Promo-LEX» отмечают, что в 2013 году истица Ирина Щербинина была незаконно уволена с места работы – Центра СПИДа в городе Тирасполь, где она работала врачом. По словам заявительницы, ее увольнение произошло в результате обнародования разоблачений о беспорядках в Центра СПИДа города Тирасполя (Центр по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями) и серьезных ошибках, совершенные медицинским и немедицинским персоналом в этом Центре. Некоторые нарушения в этом Центре были подтверждены так называемой «прокуратурой ПМР».
Будучи эпидемиологом и имея за плечами несколько лет работы, заявительница сообщила о серьезных нарушениях режима безопасности, из-за которых было невозможно работать в этом медицинском центре, не рискуя своим здоровьем. Сразу после того, как истица уведомила несколько «органов власти», включая «прокуратуру ПМР» и представителя по правам человека из Приднестровского региона, заявительница была уволена, а причиной увольнения было указано: «раскрытие конфиденциальной информации без согласования с администрацией Центра».
Как следствие, заявительница подала иск против своего работодателя в так называемые суды самопровозглашенного «ПМР». 5 июня 2014 года так называемый «Верховный суд» в Тирасполе отклонил иск заявительницы.
Впоследствии истица также пожаловалась властям Республики Молдова и Российской Федерации, но безрезультатно.
Таким образом, 4 декабря 2014 года Ирина Щербинина обратилась в ЕСПЧ с заявлением о нарушении статьи 6 Конвенции и о том, что «судебное» разбирательство против нее было несправедливым, поскольку суды, рассматривающие ее дело, не были «судами, установленными в соответствии с законом». Она также пожаловалась, со ссылкой на статью 13, что у нее не было эффективных средств правовой защиты от нарушения ее прав по статье 6 Конвенции. Интересы заявительницы в ЕСПЧ представляла юрист ассоциации «Promo-LEX» Николетта Хрипливый.
Решением от 29 июня 2021 года ЕСПЧ установил, что Россия осуществляла эффективный контроль над режимом Тирасполя в период, когда имели место события. В свете этого вывода и в силу постоянной военной, экономической и политической поддержки, оказываемой так называемой администрации в Тирасполе, без которой она не могла бы выжить, Российская Федерация несет ответственность за нарушение прав заявителя в этом случае, сообщает «Promo-LEX».
В свете своих прецедентов Суд напомнил дела Мозер против России и Молдовы (дело №11138/10) и Еременко против России и Молдовы (дело №42224/11), где он установил, что так называемая судебная система «ПМР» не является системой, которая отражает традицию, совместимую с Конвенцией. Таким образом, Суд считает, что в настоящем деле также имело место нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции на тех же основаниях.
С решением можно ознакомиться здесь.