Непомерно маленькая зарплата, переполненные классы, чрезмерная бюрократия, стрессовая работа, критика со стороны опытных преподавателей, зависимые от Интернета ученики – все эти причины того, почему молодые специалисты, получившие высшее образование в сфере педагогики, избегают работать в школе.
В настоящее время нехватка учителей остается одной из самых острых проблем общества. Молодые специалисты, получающие образование в этой сфере, предпочитают реализовывать себя в других областях и избегают работы педагога. В мун. Кишинев, например, существует более 40 вакансий в гимназиях и лицеях. Хотя Правительство Республики Молдова объявило о повышении зарплат примерно на 8,6%, каждый учитель, в зависимости от дидактической степени, получит на 200-450 леев больше, чем в 2015 году. Этот факт не повлиял на ситуацию, таким образом, во многих школах не хватает специалистов различного профиля. Чтобы привлечь свежеиспеченных учителей к работе в селах, Правительство предоставляет им разовые выплаты до 30 тысяч леев, бесплатное жилье или деньги на его съем. Однако молодые люди не хотят работать в сфере образования, поскольку, говорят они, зарплаты малы, а ситуация в ближайшее время не изменится.
Многие получают образование, мало кто становится учителем
Молодые люди не обходят стороной педагогические факультеты, наоборот, многие из них решают получить образование в этой сфере, но, по окончании, они так и не становятся учителями. Ежегодно в Республике Молдова выпускаются больше учителей, чем в этом есть необходимость, но школа все еще нуждается в преподавательском составе. Слишком мало молодых выпускников оказываются в классных комнатах, а те, кто все же решил связать себя с этой профессией, знают, что это только на некоторое время, пока не будет завершено обучение в магистратуре, которое позволит им переквалифицироваться и дистанцироваться от школы навсегда. По данным Министерства образования Республики Молдова, в 2013—2014 годах число студентов, учившихся на педагогических факультетах, составляло 14.657 человек, в то время как число учащихся, изучавших педагогику в колледжах, составляло 2005 человек. Большинство выпускников так и не будут преподавать в школах, только у 5,4% учителей стаж работы до двух лет. В то же время, у 58% преподавательского состава стаж работы более 20 лет. В 2013 году около 34,2 учителей начального и общего среднего образования были пенсионного возраста. Они были приняты на работу по причине отсутствия молодых педагогов.
«Становиться педагогом рискованно»
У молодых людей, получивших педагогическое образование, есть свои мотивы и объяснения, почему они предпочитают держаться подальше от школы. «Серьезным вызовом является то, что значительную часть жизни посвящаешь стрессовой работе, которая требует много усилий и инвестиций, но мало ценится», – утверждает Мария Ротару, студентка педагогического факультета. «Другая причина, почему молодые специалисты не хотят работать в школах – маленькая зарплата, недостаточная для выживания в Республике Молдова. Мы должны признать, что многим педагогам едва удается содержать свои семьи и покрывать ежедневные расходы. Добавьте к этому то, что ежечасно нужны ресурсы для превращения уроков в интерактивный процесс. В большинстве случаев, расходы на эти цели также несет учитель. У школы денег нет. У учителей больше нет статуса всезнающих, так как они не являются единственным источником информации, как это было 40 лет назад. Их конкурент – Интернет.
Интернет, посредством лавины информации, постепенно разрушает логическое мышление, память молодого поколения. Дети больше не хотят думать, и с этим типом людей большую часть дня обязан работать педагог. Становиться педагогом рискованно. Рискованно и малооплачиваемо… Я благодарю всех учителей, вложивших свое время, знания и здоровье, чтобы я стала Человеком. Лично я не знаю, стану ли педагогом, действительно не знаю…», – говорит Мария.
Василий Маникэ, студент 4 курса Факультета истории и географии, считает, что более резонно работать в других сферах, но не в школе: «Во-первых, наиболее пугающими для молодого специалиста являются формальности, некоторые проекты носят чрезмерный характер, но они требуют времени для подготовки. Во-вторых, негативное влияние оказывает отношение, часто злонамеренное, опытных учителей к инициативам молодых специалистов. Этот фактор заставляет сомневаться в том, что у тебя получится. Чересчур маленькая зарплата учителя, а также большое количество учеников в классах склоняют к отказу от педагогической работы».
Поработаю до конца года и ухожу
Тудор Тону, новый учитель истории в Теоретическом лицее со спортивным уклоном «Gloria», работает в заведении всего несколько месяцев, но уже думает об отставке: «Я сожалею, что пришел преподавать, получаю зарплату в размере 2300 леев, которой бы мне ни на что не хватило, если бы не стипендия магистранта на факультете и помощь родителей. Так, я могу, по крайней мере, обеспечить себя самым необходимым. За свою деятельность я должен получить пособие в размере 30.000 леев. Первый перевод должен был составить 7000 леев, но ничего не получил. Как я понял со слов коллег, деньги придут через год или вообще не придут. Меня предупредили, что, если я не останусь преподавать на три года, то должен буду вернуть пособие».
«В моем кабинете капает вода. Отсутствуют материалы, необходимые для обеспечения эффективного учебного процесса. В других заведениях, возможно, ситуация иная. Здесь учатся 700 учеников, но не находятся деньги на ремонт крыши. Нас просят писать проекты, чтобы на бумаге все выглядело красиво, но когда доходит до реализации, нам говорят, что денег нет. Я попросил закупить тесты для старших классов, чтобы мы могли готовиться к экзаменам. Мне сказали, что они будут только в конце года, то есть мы бегло их просмотрим, и учащиеся усвоят очень мало информации. Дети не учатся, труд родителей не заметен, но мне предъявляют претензии за слабые результаты. У меня есть классы, где более 30 учеников, в них невозможно работать, не можешь уделить время каждому ученику. Правило гласит, что классы формируются в количестве от 25 учеников и более, но за 45 минут ты не можешь пообщаться со всеми, тяжело формировать компетенции каждого ученика, нет времени. Через три года работы можешь получить дидактическую степень. Только тогда можно рассчитывать на зарплату более 3000 леев, но в течение этих трех лет, что делать, потому что, будучи в школе, ты не можешь работать в другом месте. Нет, не стоит приходить в школу, я поработаю до конца года и ухожу, жаль детей, которые привыкли к моему стилю преподавания, но им придется принять кого-то другого. Наша работа не ценится, не создаются условия для эффективной деятельности. Если выдерживаешь три года в школе, уходишь без сожалений», – рассказывает Тудор.
Некоторые молодые люди продержались и того меньше. «Я замещала более взрослую учительницу на протяжении месяца, а в результате была обвинена в том, что студенты ничему от меня не научились», – говорит Мария Гэинэ, в соответствии с квалификацией, учительница истории. «Хотя я получила несколько предложений преподавать, я отказалась, потому что поняла, что нет никакой отдачи от того, что делаешь: ни материальной, ни духовной», – заключила Мария.
И в детсадах не хватает воспитателей
Не только в школах нехватка специалистов. В детсадах не хватает воспитателей, а также медицинских сестер. Главное управление молодежи и спорта мун. Кишинев еженедельно публикует список учреждений, в которых не хватает воспитателей, нянечек, завхозов и медсестер. Более 100 вакансий сейчас пустуют только в Кишиневе. Эти места остаются вакантными из недели в неделю, а в детских садах воспитатели работают в две смены, чтобы заполнить пустоты. Зарплата воспитателя колеблется в пределах от 1800 до 3000 леев, и для того, чтобы выжить, гражданину Республики Молдова необходимо потратить около 1800 леев. Таким образом, некоторые воспитатели вынуждены работать целый день, в две смены, чтобы получить доход, необходимый для обеспечения своего существования. Многие обращаются за помощью к родителям, собирают деньги в фонд группы, чтобы приобрести товары для детской гигиены и т.д. Часть денег, поступающих от родителей, приходится и на долю воспитателя. Они представляют собой бонус, убеждающий их, на данный момент, продолжить работать в детском саду.
Министерство просвещения ищет пути решения
Решение проблем в сфере образования требует вовлеченности компетентных органов. Корина Лунгу, старший консультант Управления доуниверситетского образования Министерства просвещения, считает, что «должно быть реализовано положение Кодекса об образовании, которое предусматривает для молодых специалистов возможность получать оплату за 18 отработанных часов, на самом деле проработав только 16 часов. Это положение является проявлением открытости и помощью молодым специалистам, которые, параллельно, продолжают обучение в магистратуре. Другими словами, молодые люди будут получать полную зарплату, работая только в объеме 75%. На протяжении последних двух месяцев, в рамках Министерства просвещения работала группа экспертов, которая рассмотрела возможности увеличения числа дидактических кадров на основе перехода к оплате труда в соответствии с определенными показателями качества. Что они решили, пока не могу вам сказать, потому что они только недавно завершили исследовательскую деятельность». Некоторые учителя пока еще не получили первую часть из пособия в 30.000 лей за свою работу. В этой связи, Корина Лунгу говорит, что «деньги выделяются из государственного бюджета каждой административной единице, которая должна распределить их по всей стране. Ответственность за то, каким образом распределяются эти суммы, несет каждая административная единица в отдельности. Деньги из бюджета точно были направлены, они поступят к бенефициарам в ноябре-декабре текущего года».
Достойная оплата труда – хорошая мотивация
«Финансовые гарантии чрезвычайно важны для молодых специалистов», – утверждает также доктор Лилиана Ротару, вице-председатель Национального агентства по обеспечению качества в профессиональном образовании. Она считает, что «помимо реформ и проектов, Министерство просвещения должно обеспечить учителям конкурентоспособную зарплату. Только тогда можно будет решить проблемы, существующие в школе. Невозможно заниматься образованием без финансирования, вы не можете мотивировать молодого человека трудиться, если не предоставите ему источник средств к существованию». Из Закона о системе оплаты труда в бюджетной сфере следует, что учителя школ и лицеев Республики Молдова ежемесячно получают зарплату в пределах от 1980 и 2720 леев, к которой добавляется несколько десятков или сотен леев, в зависимости от стажа работы. Этих денег едва хватает для покрытия элементарных расходов на личное содержание, и они с трудом могут обеспечить достойную жизнь и человеческие условия. До тех пор, пока нет уверенности в завтрашнем дне, даже речи быть не может о начале педагогической карьеры или о создании семьи. И хотя еще есть те, кто пытается передать знания и дать образование молодежи, зарплаты, которыми вознаграждают учителей в Республике Молдова, мизерные по сравнению с зарплатами их коллег в Румынии, где учитель ежемесячно получает 1700-2117 румынских леев, что эквивалентно 8360-10.400 молдавским леям.
Затруднительно найти преимущества
На сайте Министерства просвещения, в разделе «Выбор карьеры педагога. Преимущества», отсутствует какая-либо информация о преимуществах профессии. Поскольку их трудно установить, министерство решило никоим образом не влиять на решение молодых людей, оставив вкладку пустой. Эксперты говорят, что, хотя Республика Молдова осуществила реформы в области образования и инвестирует в новейшее оборудование, тот факт, что отсутствует поддержка дидактических кадров, чреват рисками превращения школ в заведения, лишенные перспективы.
Ирина ГУГЛЯ, стажер ZdG