В начале июня заключенный Бендерской тюрьмы № 8, чью личность Ziarul de Gardă не станет раскрывать, столкнулся с сексуальным насилием со стороны двух других заключенных изолятора. Источники ZdG из пенитенциарной системы говорят, что это не первый случай сексуального насилия в отношении заключенного. По их словам, мужчина, отбывающий наказание в исправительном учреждении, уже более двух лет подвергается насилию, и это происходит почти каждый день.
ZdG заполучила фрагмент из Ежедневной сводки оперативной ситуации в системе пенитенциарных учреждений. По информации из этого документа, заключенный сектора № 1 Бендерской тюрьмы № 8 устно и письменно сообщил администрации пенитенциара о том, что 2 июня этого года, примерно в 02:00, его изнасиловали двое других заключенных сектора № 1 изолятора. В 15:30 заключенного, который подвергся сексуальному насилию, сопроводили в Кишиневский центр судебно-медицинской экспертизы, и он вернулся в исправительное учреждение в 19:00. Пресс-офицер Генерального инспектората полиции (ГИП) Мариана Бециву сообщила ZdG, что в последующий период учреждение получит результаты судебно-медицинской экспертизы и выскажется по поводу предполагаемого насилия.
ZdG обратилась за пояснениями по этому делу в Национальную администрацию пенитенциарных учреждений (НАПУ). В ответ на вопрос от ZdG пресс-секретарь НАПУ Лиля Гуцан сказала, что не может подтвердить, что произошло сексуальное домогательство, но «до выяснения всех обстоятельств дела заключенного изолировали, чтобы обеспечить ему личную безопасность».
«Основываясь на данных о возможном сексуальном насилии над заключенным, администрация Бендерской тюрьмы № 8 приняла меры и быстро отреагировала, чтобы проверить информацию, не допустить и пресечь такие деяния. Поэтому до выяснения всех обстоятельств дела заключенного изолировали, чтобы обеспечить ему личную безопасность. В связи с этим мы проинформировали Бендерский инспекторат полиции, который принял ряд процессуальных мер, в том числе провел судебно-медицинскую экспертизу, чтобы узнать, был ли предполагаемый половой акт», – сообщила Лиля Гуцан редакции ZdG.
Когда Лилю Гуцан спросили, сообщалось ли в тюрьме о других случаях сексуального насилия, она сказала, что «таких случаев зарегистрировано не было».
Бендерский инспекторат полиции возбудил уголовное дело по этому факту. Это подтвердила для ZdG пресс-офицер Генерального инспектората полиции Мариана Бециву. Она сообщила, что 2 июня в Бендерский ИП поступило обращение, связанное с «насильственными действиями сексуального характера». По словам Марианы Бециву, в последующий период учреждение получит результаты судебно-медицинской экспертизы и выскажется по поводу предполагаемого изнасилования.
«2 июня в Бендерский инспекторат полиции поступила информация об этом случае, и было возбуждено уголовное дело на основании статьи 172 (2) о насильственных действиях сексуального характера. Сейчас полиция расследует дело и проводит следственные мероприятия, чтобы выяснить все обстоятельства», – заявила Бециву.
В то же время неправительственная организация «Народный адвокат» («Омбудсмен») начала расследование предполагаемого сексуального насилия. Начальник Отдела предотвращения пыток при организации Александр Зубко сказал нам, что учреждение проверит, входило ли в компетенцию пенитенциарного учреждения позаботиться о добросовестности этих заключенных.
«Мы получили информацию о возможном сексуальном насилии и начали расследование. Мы сообщим подробности позже. Мы проверим, входило ли в компетенцию пенитенциарного учреждения позаботиться о добросовестности этих заключенных», – сказал Зубко для ZdG.
Адвокат Promo-LEX: «Если это происходит регулярно, то все очень серьезно. В ЕСПЧ были осуждения по похожим делам»
Чтобы узнать, какие права заключенного были нарушены, когда он подвергся сексуальному насилию, ZdG связалась с Вадимом Виеру, адвокатом ассоциации Promo-LEX и директором Программы по правам человека. Виеру сказал нам, что государство обязано расследовать действия, которые были совершены в Бендерской тюрьме № 8, а прокуратура должна принять меры и начать уголовное дело.
«В данном случае заключенный, которого изнасиловали, является жертвой по статье 3 Конвенции. Речь идет о праве не подвергаться пыткам, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению. В ЕСПЧ есть осуждения по похожим делам. Речь идет о деле ИЕ против Республики Молдова, когда в Пенитенциаре № 13 несовершеннолетний заключенный подвергся сексуальному насилию со стороны других заключенных. В данном случае государство обязано расследовать эти действия, и только потому, что оно не смогло предотвратить это происшествие, оно уже несет ответственность перед жертвой… Если такое действительно произошло, то все очень серьезно. Я думаю, что прокуратура должна принять меры и возбудить уголовное дело. Представители прокуратуры должны учитывать, что это своеобразное преступление. Это исправительное учреждение, и в первую очередь следует позаботиться о защите человека», – сказал Виеру.
В ответ на вопрос о том, что может сделать заключенный, если было нарушено его право не подвергаться пыткам, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению, Вадим Виеру объяснил, что в первую очередь заключенного должны перевести в безопасную среду.
«Это значит, что заключенного по крайней мере должны увезти из тюрьмы, и ему должны обеспечить меры защиты. Он подаст жалобу в прокуратуру в связи с этим происшествием и будет признан пострадавшим… Что касается тех, кто совершил эти действия, их также следует перевести в другую тюрьму, чтобы избежать других случаев сексуального насилия. Национальная администрация пенитенциарных учреждений должна провести определенные процедуры.
Если такое происходило часто, разумеется, прокуратура обязана в первую очередь быстро все изучить и выяснить, были ли подобные действия, а также провести психиатрическую и психологическую экспертизу заключенного. Что еще важнее, следует поместить заключенного в безопасную среду. Это значит, что его следует перевести в другую тюрьму. Бендерская тюрьма необычна тем, что окрестная зона управляется Тираспольской администрацией. Это сложно. Национальная администрация пенитенциарных учреждений должна начать служебное расследование и выяснить, почему такое допустили. Если это происходит регулярно, то все очень серьезно», – отметил Виеру.
Заключенные, которые изнасиловали сокамерника, приговорены к лишению свободы за кражу автомобиля, то есть «кражу с проникновением в комнату, на склад или в дом». Заключенный, который подвергся сексуальному насилию, отбывает наказание за «умышленное убийство, совершенное с особой жестокостью».
Милена ОНИСИМ