Служба внутренней безопасности и противодействия коррупции (СВБПК) при Министерстве внутренних дел сообщает, что после обыска в Республиканском центре переливания крови и анализа материалов уголовного дела, выяснилось, что руководитель Центра переливания крови Светлана Чеботарь отдала предпочтение некоторым компаниям для их определения в качестве победителей в открытых тендерах на закупку расходных материалов и парафармацевтических препаратов.
Согласно пресс-релизу СВБПК, начиная с февраля этого года, в уголовном деле были задокументированы незаконные действия, совершенные общественными лицами и лицами, занимающими общественные должности, в рамках Национального центра переливания крови (НЦПК), Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты (МЗТСЗ), публичными лицами из медицинской системы, юридическими лицами с различными организационными формами, а также физическими лицами.
СВБПК опубликовала аудиозапись, которая, по их словам, является дискуссией между Светланой Чеботарь и ее подчиненным.
Согласно имеющейся информации, они, используя свои полномочия и компетенции, связанные с выполняемыми функциями, создали условия для устранения юридических и материально-технических препятствий для организации и фальсификации тендеров при содействии заранее установленного экономического агента. Анализируя материалы уголовного дела, можно сделать вывод, что руководитель Центра переливания крови Светлана Чеботарь отдала предпочтение некоторым компаниям для их определения в качестве победителей в открытых тендерах на закупку расходных материалов и парафармацевтических препаратов. Если подробнее, то в диагностическом алгоритме на первом этапе сортировки для технологии лабораторного исследования донорской крови / компонентов крови используются экспресс-тесты на определение гепатита, сифилиса и ВИЧ. Эти экспресс-тесты, согласно процедуре, должны быть закуплены на тендере. Потребность в тестах значительна, поскольку ежемесячно требуется более 25 000 тестов.
Фактически, экономический агент произвел поставку необходимого количества тестов для первого этапа сортировки, но представители НЦПК уклонились от подписания бухгалтерских документов, акта приема-передачи, фискальных счетов-фактур и других документов, которые подтверждали бы поставку тестов на сумму более одного миллиона леев.
Следовательно, экономический оператор подал в суд на Национальный центр переливания крови за уклонение от соблюдения договорных положений. Во время судебного слушания, в результате консультации с юристом НЦПК, директор НЦПК представила фальшивые документы, подтверждающие использование тестов из медицинского резерва, а не тестов выигравшего экономического агента.
Таким образом, несмотря на существующую потребность, подозреваемое лицо поддержало только одного экономического агента и откладывало процедуру тендера, тем самым создавая возможные обстоятельства для хранения крови и компонентов крови, которые не были тестированы, с возможностью истечения срока годности и / или заражения. Следует отметить, что в ходе обысков, а именно в реестрах валидации продуктов донорской крови, был выявлен значительный перечень крови и компонентов крови с истекшим сроком годности.
Во время санкционированного прослушивания телефонных разговоров был выявлен разговор между директором НЦПК и ее подчиненным. В этом случае из-за отсутствия вышеупомянутых тестов компоненты крови донора, зараженного Treponema Pallidum (возбудителем болезни сифилиса), не тестировались. Таким образом, горожанин дважды сдавал компоненты крови, будучи зараженным ТР.
СВБПК утверждает о соучастии подозреваемой в представлении сфальсифицированной заявки и последующей победы определенного экономического агента в тендере, объявленном внешним партнером Республики Молдова. В этом случае компания, которую одобрила директор НЦПК, и которая была объявлена победителем аукциона, организованного внешним донором, должна была доставить в течение 100 дней в МСМУ Бельцкую клиническую больницу устройство для плазмафереза стоимостью 18 000 долларов США.
Чтобы получить финансовые средства от организаторов аукциона, администратор компании получил, с согласия директора НЦПК, устройство для плазмафереза, которое должно было быть передано донору и бенефициарам во время церемонии дарения. Таким образом, устройство для плазмафереза, зарегистрированное НЦПК, было передано донору и медицинскому учреждению, которое, по всей видимости, представляло оборудование, приобретенное в результате аукциона.