ВИДЕО/ «Недооцененные» автомобили инспекторов по неподкупности

«Декларируй реальную стоимость имущества!» – призывал Национальный орган по неподкупности в октябре 2020 года в видеоролике о феномене декларирования имущества, особенно автомобилей, по смехотворным ценам, принадлежащего некоторым должностным лицам. Однако «Ziarul de Gardă» установила, что даже инспекторы по неподкупности, те, кто проверяет декларации об имуществе всех чиновников, указывают в декларациях автомобили, стоимость которых якобы составляет 5-10 тысяч леев, или которые они якобы получили в пользование от родителей. В то же время некоторые инспекторы декларируют жилье стоимостью ноль леев.

Одни инспекторы по неподкупности оправдывают эти уклонения ссылкой на положения налогового законодательства, которые предусматривают включение в декларации стоимости имущества по закупочным документам, другие лгут относительно их идентичности или прячутся за пресс-службой учреждения. Однако эксперты в этой области утверждают, что неподкупность инспекторов должна быть вне подозрений, и что государство должно изменить правовую базу или предложить решения, которые будут стимулировать население декларировать реальную стоимость имущества.

Национальный орган по неподкупности (НОН), правопреемник Национальной комиссии по неподкупности, является единственным учреждением, уполномоченным проверять декларации об имуществе и личных интересах должностных лиц. В настоящее время в учреждении работают 20 инспекторов по неподкупности, 18 из которых декларируют движимое и недвижимое имущество по смехотворным ценам, автомобили стоимостью ноль леев или факт проживания в домах родителей или родственников. Их декларации об имуществе были поданы спустя почти пять месяцев после того, как НОН продвигал в публичном пространстве видеоролик, посредством которого призывал чиновников перестать указывать в своих декларациях об имуществе и личных интересах автомобили по 10 тысяч леев или другие «недооцененные» активы – «Вы заметили, какую цену дети дают игрушкам? Вместо этого, кажется, что взрослые поступают более по-детски. НОН призывает тебя: Декларируй реальную стоимость имущества».

Инспектор с автомобилем за 9 тысяч леев, лгущая о своей идентичности

Инспектор Кристина Чуботару владеет автомобилем «Toyota RAV4», произведенном в 2008 году и купленным в 2013 году, указанная стоимость которого составляет всего 9 тысяч леев. На специализированных сайтах цена такого автомобиля почти в 20 раз выше, в диапазоне от 140 до 180 тысяч леев.

Мы нашли инспектора за рулем машины «Toyota RAV4» на стоянке НОН. Она избегала разговора с нами и сказала нам, что ее зовут не Кристина Чуботару, и что она даже не носит имя Кристина. Тем не менее, представители НОН подтвердили нам, что это личность, которую мы искали. Несколько дней спустя инспектор снова сбежала от репортеров ZdG через черный ход здания НОН.

Автомобиль стоимостью 8 тысяч леев и квартира стоимостью ноль леев

Инспектор Радион Бузу задекларировал автомобиль «Pontiac Vibe», произведенный в 2004 году и купленный в 2017 году, как стоящий 8 тысяч леев и квартиру площадью около 50 квадратных метров, цена которой не указана. Бузу утверждает, что проживает в квартире родителей, поэтому он не задекларировал стоимость недвижимого имущества, а цена автомобиля задекларирована согласно данным договора купли-продажи. На самом деле такой автомобиль стоит около 80 тысяч леев, что в десять раз больше цены, указанной инспектором.

«Что касается цены, я руководствовался правовой базой, которая предусматривает, что указывается цена договора. У меня есть договор на продажу-покупку, и цена составляет 8 тысяч леев. Что касается недвижимого имущества, то я не указываю цену, так как квартира мне не принадлежит. Она моих родителей, и я просто пользуюсь ею. На данный момент я могу сказать, что снимаю квартиру родителей», – сказал нам Радион Бузу.

Автомобиль стоимостью 5 тысяч леев – «Я думаю, что такова была практика»

Еще одна инспектор, декларирующая автомобили по смехотворным ценам, – Татьяна Пиструй. Семья Пиструй владеет «Dacia Logan», произведенным в 2005 году и купленным в 2007 году за 5 тысяч леев, а также «Nissan Altima» 2003 года, который якобы стоил сего 10 тысяч леев. Однако в 2021 году «Dacia Logan», произведенный в 2005 году, можно купить примерно за 50 тысяч леев, а стоимость «Nissan Altima» составляет 120 тысяч леев. Инспектор Пиструй также декларирует «Jaguar XF» 2012 года выпуска, близко к реальной стоимости.

Татьяна Пиструй не пожелала с нами разговаривать и через пресс-секретаря НОН передала, что «машины были приобретены давно, и мы указали стоимость договоров, которыми я владею». Однако через несколько дней нам все же удалось поговорить с инспектором, с которой мы встретились на автостоянке НОН за рулем автомобиля модели «Nissan Altima».

«Они были приобретены давным-давно, когда я была в декретном отпуске, и я даже не знаю, почему они были установлены так (цены – прим. ред.). Муж этим занимался. Я думаю, что такова была практика», – сказала она нам.

Автомобиль стоимостью 10 тысяч леев и подаренная квартира

И инспектор Ольга Визитиу управляет «недооцененной» машиной: «Honda Civic» выпуска 2008 года, купленной в 2017 году за 10 тысяч леев. На авторынке такой автомобиль продается более чем за 100 тысяч леев. Семья Визитиу также владеет квартирой стоимостью около 260 тысяч леев, полученной по договору дарения. Инспектор, которая уже более полутора лет проверяет декларации должностных лиц, отказалась общаться с командой ZdG.

10 тысяч леев вместо 10 тысяч евро

В списке инспекторов, декларирующих автомобили ниже их стоимости, значится и Зинаида Гуцу. Она является владелицей автомобиля модели «Alfa Romeo Mito», произведенного в 2008 году и купленного в 2019 году за 40 тысяч леев, что эквивалентно двум тысячам евро, хотя на автомобильном рынке такой автомобиль можно приобрести только по ценам от 7 до 8 тысяч евро.

«Она стоит 40 тысяч. Она с 2008 года, машина была импортирована. В 2019 году она стоила 2 тысячи евро. Есть договор купли-продажи. Я не помню имени физического лица, у которого мы ее купили», – сказала нам инспектор по неподкупности.

Супруг инспектора является собственником автомобиля «Lexus LS460L» 2008 года, его указанная стоимость составляет 10 тысяч леев, хотя в 2021 году на авторынке средняя цена такого автомобиля – 10 тысяч евро.

«Это автомобиль мужа. Он его приобрел. Наш брак был зарегистрирован в 2018 году, и я не знаю, как он его приобрел. Приобретение автомобиля предшествует акту бракосочетания, и я не могу отвечать за акт купли-продажи супруга. Так он его купил, за 10 тысяч леев», – сообщила нам Зинаида Гуцу.

Семья Гуцу владеет «Skoda Octavia» 2018 года выпуска, приобретенной в лизинг по цене 13 800 евро.

Машина продана по более высокой цене, чем та, по которой она была куплена

А инспектор Ион Крецу в прошлом году купил супруге автомобиль модели «Toyota C-HR», произведенный в 2018 году, указанная стоимость которого составляет только 220 тысяч леев, или около 11 тысяч евро. На самом деле такая машина стоит около 18 тысяч евро. Также в прошлом году Крецу продал автомобиль модели «Mitsubishi Outlander» за 160 тысяч леев, который он приобрел в 2019 году за 150 тысяч леев.

Передумал разговаривать с репортерами ZdG

Во время встречи с Крецу в холле НОН, он сказал нам, что будет общаться с репортерами ZdG только через пресс-службу учреждения. Мария Дастик, пресс-офицер, передала нам, что инспектор говорит: его состояние оправдано, и он купил автомобиль модели «Toyota C-HR» на «отложенные на него деньги, плюс немного сбережений». Что касается автомобиля, проданного за 10 тысяч леев больше покупной цены, Крецу утверждает, что продал автомобиль по цене, по которой он ее приобрел, хотя переданные им числа отличаются от указанных в его декларациях об имуществе.

Другие инспекторы с «недооцененными» автомобилями

Инспектор Дойна Попович управляет «Skoda» выпуска 2006 года, приобретенной в 2019 году по указанной цене 20 тысяч леев, реальная цена машины составляет около 140 тысяч леев. Инспектор Серджиу Попа ездит на «Ford Fiesta» 2011 года, купленном в 2019 году за 70 тысяч леев, хотя на авторынке такой автомобиль стоит почти 120 тысяч леев.

А инспектор Кристина Присакарь декларирует автомобиль «Volvo C70» 2007 года, приобретенный в 2018 году за 80 тысяч леев, хотя на специализированных сайтах он стоит в два раза дороже. Присакарь также владеет «Volvo – XC90», полученным в 2013 году по цене 135 тысяч леев, хотя на авторынке эта модель стоит около 200 тысяч леев. Инспектор Присакарь признает, что стоимость, указанная в декларации об имуществе, не соответствуют фактической стоимости имущества, но оправдывается тем, что при заполнении акта он соблюл законодательство, согласно которому должна быть указана стоимость договоров купли-продажи.

Автомобили за ноль леев. В 2020 году мама подарила родительский дом, а в 2021 году – свою машину

Четверо других инспекторов НОН управляют автомобилями, стоимость которых, согласно их декларациям об имуществе, составляет ноль леев. Одним из них является Владислав Горчак, который в прошлом году продал два автомобиля модели «Toyota Corolla» за 2,7 тысячи евро и 5 тысяч долларов соответственно, а с 2021 года он водит автомобиль «Volvo XC 90», произведенный в 2011 году, указанная стоимость которого равна нулю леев. Горчак сказал нам, что машина, которой он управляет, принадлежит его матери, хотя в разделе «владелец имущества» было указано его имя.

«Машина в пользовании. Это машина моей мамы, и я на ней езжу. Владелец – мама, поэтому я указал, что машина в пользовании. Если есть еще какие-то вопросы, сделайте официальный запрос, и я отвечу на все ваши вопросы», – сказал Владислав Горчак.

В 2020 году мать инспектора также подарила ему дом.

Подал новую декларацию об имуществе

«Я получил дом в дар в 2020 году. Дом был куплен задолго до того, как я стал инспектором. Это было решение родителей, я был единственным наследником. Что касается автомобиля, то я указал стоимость ноль леев, потому что я не собственник», – передал Горчак через пресс-офицера НОН.

После беседы с ZdG инспектор Горчак подал новую декларацию об имуществе, изменив владельца автомобиля, которым он управляет.

Жилье и автомобиль стоимостью ноль леев

Александр Ставинский также фигурирует в списке инспекторов с автомобилями, стоимость которых в декларациях об имуществе указана как ноль леев. Он управляет автомобилем «Seat», произведенным в 2001 году и купленом в 2019 году, и живет в квартире, полученной в 2015 году на правах проживания, ее стоимость не указана.

Через пресс-офицера НОН Ставинский сообщил нам, что «оба имущественных объекта не принадлежат мне на правах собственности. Автомобиль не был куплен, а передан в пользование по доверенности. Я не знаю цену автомобиля, и в таких случаях указывается ноль леев».

Инспектор Ион Николаев водит «Nissan Almera» 2006 года, а Сергей Плешка управляет автомобилем «Audi TT» 2000 года, который в его декларациях об имуществе стоит ноль леев.

Живут в домах родителей или родственников

ZdG также обнаружила, что семь из 20 инспекторов по неподкупности указывают в своих декларациях об имуществе, получали ли они в бесплатное пользование или унаследовали квартиры, в которых живут. Кроме того, инспекторы по вопросам неподкупности не указывают стоимость жилья. Таков и случай инспектора Алины Мунтяну, которая с 2015 года получила в пользование от родителей жилой дом.

Радион Бузу также живет в квартире своих родителей. А инспектор Родион Руснак получил в пользование в прошлом году квартиру площадью 50 квадратных метров, собственником которой является венчальный крестник его родителей.

«Я не владею на правах собственности недвижимым имуществом… На данный момент у меня в пользовании квартира родственника моих родителей, их венчального крестника. Согласно Положению о порядке заполнения декларации об имуществе и личных интересах, в случае владения имуществом на правах пользования, стоимость имущества указывается нулевой, поскольку только собственник знает, какова стоимость имущества. У меня нет в собственности квартиры, поскольку зарплата государственного служащего с особым статусом мне этого не позволяет», – сообщил нам Родион Руснак.

Хотя он декралирует, что в 2009 году получил на правах проживания квартиру с указанной стоимостью ноль леев, инспектор Андриан Фетеску пишет, что происхождение имущества подтверждается договором купли-продажи. Инспекторы Александр Ставинский, Сергей Плешка и Вирджилиу Бардэ также живут в квартирах на правах проживания.

Пресс-секретарь НОН: Инспекторы первыми увидели видеоролик

Мария Дастик, пресс-секретарь НОН, утверждает, что инспекторы по неподкупности среди первых увидели видеоролик, призывающий чиновников декларировать реальную стоимость имущества, но утверждает, что они «одчиняются налоговому законодательству», когда декларируют «недооцененное» имущество ниже реальной стоимости.

«Ролик, прежде всего, посмотрела команда НОН, которая также включает инспекторов по неподкупности. Помимо предложений, которые мы продвигаем в Министерстве юстиции в 2019 году, мы сказали, что целесообразно также выступить с роликом для повышения осознанности субъектов декларирования о том, какой неловкой кажется ситуация, когда декларируешь имущество по крошечной цене. С помощью этого ролика мы настоятельно призываем в будущем при заключении договоров купли-продажи или иных актов происхождения имущества, обсуждать с лицом, у которого приобретается имущество, и указывать фактическую цену этого имущества. Все люди декларируют в соответствии с действующим законодательством, поэтому имущества имеют такую значимость в декларациях», – говорит Мария Дастик.

Заместительница директора Ассоциации за демократию участия «ADEPT»: Неподкупность инспекторов должна быть вне подозрений

Елена Прохницки, заместительница директора Ассоциации за демократию участия «ADEPT», считает, что в декларациях об имуществе объекты записываются по смехотворным ценам, поскольку это позволяет правовая база. Вместе с тем эксперт считает, что инспекторы по неподкупности должны быть примером корректного подхода и указывать реальную стоимость имущества, которым они владеют.

«Согласно налоговому законодательству, стоимость имущества должна декларироваться собственником, который не обязательно является государственным служащим, поэтому он не обязан подавать декларацию об имуществе и личных интересах. Таким образом, для лица, занимающего государственную должность, очень удобно декларировать на правах безвозмездного пользования автомобиль стоимостью в десятки тысяч долларов, владельцем которого является третье лицо. Инспекторы действуют в рамках правового поля, однако, бесспорно, они сами должны быть примером корректного поведения, а их неподкупность должна быть вне всяких подозрений. Мы задаемся вопросом, какова роль всех информационно-просветительских кампаний для госслужащих о том, чтобы вовремя подавать свои декларации и указывать все активы, имеющиеся у них в пользовании, если инспектор по неподкупности, на собственном примере, демонстрирует обратное», – утверждает Елена Прохницки.

Эксперт считает, что практика указания смехотворных цен в договорах купли-продажи применяется крайне часто, поскольку продавец платит, в данном случае, более низкий подоходный налог, а покупатель, если он занимает государственные должности, таким образом скрывает имущество и приобретения, которые он не может себе позволить, исходя из своей зарплаты.

«Это своего рода практика, которая молчаливо принимаются всеми. Необходимо разработать решения, с тем чтобы предотвратить такую практику и побудить общественность включать в договоры купли-продажи реальные цены на имущество. Законодатель также может подумать о некоторых налоговых послаблениях для тех, кто указывает реальную стоимость», – также сказала нам Елена Прохницки, заместительница директора Ассоциации «ADEPT».

Виктория БОРОДИН
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

1 comentariu

  1. Pingback: «Volkswagen» прокурора за 10 тысяч леев, проверенный инспектором по неподкупности с машиной за ноль леев | Ziarul de Gardă RUS

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin