Молдова снова осуждена ЕСПЧ за бесчеловечные и унижающие достоинство условия содержания под стражей в приднестровском регионе

Республика Молдова была вновь признана виновной Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) по делу о бесчеловечном и унижающем достоинство обращении.

27 апреля 2021 года Европейский суд по правам человека (далее «Суд») вынес решение по делу Мырка В. против Республики Молдова и России (жалоба №7845/06).

Согласно резюмированной части решения, вынесенного Управлением государственных агентов Министерства юстиции Республики Молдова, дело касается предполагаемого незаконного задержания двух заявителей, запрета на общение с родственниками и ненадлежащее лечение – обращение, которому подвергся первый заявитель во время содержания под стражей в Приднестровском регионе.

Обвиняемые в соучастии в побеге задержанного лица, ранее разыскиваемого структурами самопровозглашенной «Приднестровской Молдавской Республики» (далее «ПМР») по предполагаемому убийству, 26 июля 2004 года заявители были арестованы. В тот же день «суд» в Бендерах освободил из-под стражи второго заявителя, который обязался не покидать город.

Первый заявитель был заключен под стражу на неопределенный срок. 26 ноября 2004 года предполагаемый прокурор «ПМР» возбудил уголовное дело в отношении заявителей, обвинив их в соучастии в побеге задержанного лица, обвинение было выдвинуто против них в тот же день. Этот предполагаемый прокурор указал, среди прочего, что во время расследования уголовного дела заявители утверждали, что они подверглись жестокому обращению со стороны милиции «ПМР», но в отсутствие каких-либо доказательств жестокого обращения их жалоба была отклонена.

20 мая 2005 года «Бендерский городской суд» продлил предварительное заключение заявителей под стражей до 9 сентября 2005 года. Предполагаемый прокурор, ведущий дело, присутствовал на судебном заседании, но ничего не упоминается об участии адвоката заявителей. 16 июня 2005 года заявители были приговорены к трем годам лишения свободы за соучастие в побеге человека, причем первый заявитель был впоследствии освобожден на основании акта об амнистии.

3 января 2006 года Министерство внутренних дел Республики Молдова ответило брату заявителей, что из-за напряженной ситуации в Бендерах не удалось привлечь к ответственности кого-либо из ополченцев «ПМР».

Оба заявителя пожаловались на нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее «Конвенция»), ссылаясь на бесчеловечные и унижающие достоинство условия во время содержания под стражей, и первый заявитель утверждал, что он подвергся жестокому обращению во время содержания под стражей в «ПМР». Заявители также пожаловались на основании статьи 5 § 1 и 6 § 1, что они были осуждены судом, который не может считаться независимым и установленным законом, и что они были незаконно задержаны на основании принятого решения структурами «ПМР». Заявители также пожаловались, ссылаясь на статью 8 Конвенции, на отказ разрешить им встречи с родственниками и на то, что их переписка подвергалась цензуре. Наконец, заявители пожаловались на нарушение статьи 13 Конвенции, утверждая, что у них не было эффективных средств правовой защиты в отношении их жалоб на нарушение статей 3, 5, 6 и 8 Конвенции.

Что касается юрисдикции государств, против которых подана жалоба в соответствии со статьей 1, в связи с событиями в восточных районах Республики Молдова, Суд подтвердил общие принципы, изложенные в деле Илашку и другие против Молдовы и России ([MC], № 48787/99, §§ 311-319, ECHR 2004-VII), Катан и другие против Республики Молдова и России ([MC], № 4337/04, 8252/05 и 18454/06, §§ 103-107, ECHR 2012) и, ранее, Мозер против Республики Молдова и России ([MC], № 11138/10, §§ 97-98, 23 февраля 2016 года). Суд отметил, что, хотя Республика Молдова не имеет эффективного контроля над своими восточными районами, ее юрисдикция распространяется на лиц, находящихся на ее территории, признанных международным сообществом. Однако позитивные обязательства Республики Молдова в соответствии со статьей 1 Конвенции ограничиваются принятием дипломатических, экономических, судебных и других мер в пределах ее компетенции и международного права.

Что касается ответственности Российской Федерации, Суд отметил, что она внесла военный и политический вклад в создание сепаратистского режима в «ПМР» в 1991–1992 годах (см. Илашку и другие, упомянутое выше, § 382). Суд также отметил, что «ПМР» продолжала существовать и противостоять международным и молдавским усилиям по разрешению конфликта и восстановлению демократии и верховенства закона в регионе благодаря экономической, политической и военной поддержке Российской Федерации. Следовательно, Суд установил, что Россия осуществляла эффективный контроль над структурами «ПМР» в течение соответствующего периода, посчитав ее ответственными за нарушение прав заявителей, гарантированных Конвенцией.

Таким образом, Суд постановил, что Российская Федерация нарушила статью 3 Конвенции в отношении жестокого обращения с первым заявителем, недостаточного медицинского обслуживания второго заявителя и бесчеловечных и унижающих достоинство условий содержания под стражей обоих заявителей. Суд также постановил, что Российская Федерация нарушила статью 5 § 1, 6 § 1, 8 и 13 в отношении обоих заявителей.

Суд обязал Российскую Федерацию выплатить 20 000 евро первому заявителю и 12 500 евро второму заявителю в качестве компенсации морального ущерба и 2100 евро в качестве компенсации судебных расходов и издержек.

Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin