Некоторые говорят, что не надо цепляться за это законодательное несоответствие, потому что, в любом случае, у нас законы соблюдаются только частично и только тогда, когда это кому-то выгодно. Если, однако, вернуться к наказанию пяти граждан к уголовным штрафам за подкуп избирателей на последних местных выборах, логично было бы спросить, какой статус в этом деле имеют коррумпированные избиратели, то есть те, кто принял 50 или 100 леев, в обмен на голоса, предоставленные определенному кандидату
Несколько дней назад Прокуратура Криулянского района объявила о наказании пяти местных жителей к уголовным штрафам по 10 тыс. леев за подкуп избирателей во втором туре местных выборов в июне 2015 года.
По словам прокуроров, расследование показало, что обвиняемые предложили избирателям в селе Чимишень по 50-100 леев, а также бутылки с алкогольными напитками в обмен на голоса, предоставленные определенному кандидату, который и добился победы на выборах.
Хотя обвиняемые не признали свою вину, суд применил в их отношении уголовные штрафы, однако, они могут обжаловать приговор.
Косвенно, этот приговор доказывает, что примар, для которого были «куплены» голоса, попал в должность путем мошенничества, но никто, до сих пор, не поинтересовался этой темой. Кстати, с момента выборов 2015 года и до вынесения первого приговора прошло более одного года. Приговор, не вступивший еще в силу, может быть обжалован осужденными, так что, до окончательного решения может истечь и мандат примара, избранного мошенническим путем. После этого, люди, по крайней мере, из Чимишень, где произошло мошенничество, будут задаваться риторическому вопросу: а где справедливость?
На нынешних выборах ситуация еще более безнадежная в плане наказания коррупции. После того, как Конституционный суд высказался в пользу избрания президента Республики Молдова путем прямого голосования гражданами, а не только депутатами, как это было до 1996 года, законодательный орган вмешался только в Кодекс о выборах, но не поспешил изменить и Уголовный кодекс, в частности те статьи, которые предусматривают наказание за подкуп избирателей. Так, в начале октября президентская кампания началась с устаревшими законами, неадаптированными к актуальной ситуации, которые дают зеленый свет коррупции в избирательной кампании, и это потому, что депутаты отказались изменить в свое время ст. 181(1)Уголовного кодекса – «Подкуп избирателей».
Так что, что бы ни случилось в эти дни, придет Мариан Лупу к избирателям со свежеприготовленными голубцами, Игорь Додон принесет рыбу на гриле, Ренато Усатый настоящую водку, а Михай Гимпу молодое вино. Или будут ходить доверенные лица кандидатов с пакетами с рисом, маслом и банкнотами по 100 леев по домам, и ничего не произойдет в уголовном аспекте, потому что статья закона, о которой было сказано выше, не предусматривает какие-либо наказания для тех, кто участвует в акции коррупции в ходе президентской предвыборной кампании. Да, это правда, несколько дней назад Комиссия по вопросам права, назначениям и иммунитету Парламента дала заключение на проект закона, который предусматривает внесение изменений в ст. 181(1)Уголовного кодекса, но, пока закон будет принят в Парламенте, потом опубликован в Официальном мониторе, день выборов может уже пройти.
Некоторые говорят, что не надо цепляться за это законодательное несоответствие, потому что, в любом случае, у нас законы соблюдаются только частично и только тогда, когда это кому-то выгодно. Если, однако, вернуться к наказанию пяти граждан к уголовным штрафам за подкуп избирателей на последних местных выборах, логично было бы спросить, какой статус в этом деле имеют коррумпированные избиратели, то есть те, кто принял 50 или 100 леев, в обмен на голоса, предоставленные определенному кандидату. В официальном сообщении ничего не говорится о возможных наказаниях избирателей, которые приняли взятку в обмен на свои голоса, хотя закон предусматривает наказание как для тех, кто дает, так и для тех, кто берет взятки.
Теперь перед глазами у меня стоит следующая картина: доверенные лица кандидатов стучат в двери людей, предлагая «пакеты с гуманитарной помощью» и деньги, а люди закрывают им двери в лицо, и говорят, что их голоса бесценные.
Анета ГРОСУ