Проблемы финансового сектора, в целом, и банковского сектора, в частности, были накоплены на протяжении многих лет независимо от политических режимов и правящих партий. Банковский сектор в Республике Молдова превратил страну в региональный центр по отмыванию сомнительных денег, начиная с 2005 года. Выводы содержатся в дайджесте, проведенном Transparency International в Молдове.
Также, данный сектор был использован для концентрации финансовых ресурсов из валютных резервов Национального банка Молдовы (НБМ) в 2014 году посредством «кражи миллиардов», с дальнейшим превращением дефицита денег в государственный долг. Все это создало значительные риски для безопасности государства, финансовой системы, а также для граждан в частности. Эти риски генерированы транзитом и извлечением финансовых ресурсов Республики Молдова, граждан, которые работают, в том числе за рубежом, и их размещением в оффшорных зонах, в ненадежных, второсортных коммерческих банках, под юрисдикцией, находящейся под действием международных санкций (Российская Федерация).
Последние события в финансово-банковском секторе подчеркивают два этапа подрыва безопасности сектора, которые в какой-то момент пересеклись:
-
2005-2014 гг. – отмывание незаконных и сомнительных денег через банковскую систему с помощью судебной системы и под защитой/руководством/указанием властей;
-
2014-2016 гг. – кража миллиардов из банковской системы, в том числе из НБМ, с превращением денежной бреши в государственный долг, переложенный на плечи простых граждан, в то время как кража была задумана и реализована заинтересованными группами, при участии представителей политических элит в условиях подчинения государственных учреждений и их руководителей, уязвимых и шантажируемых.
Понятие «отмывание» подробно описано в примечании одного из советников президента в июне 2005 года. Описанное было реализовано на протяжении многих лет, то, что привело к отмыванию и переводу миллиардов долларов за границу через банковскую систему, законность чего была осуществлена местным правосудием. Эта схема работала вплоть до 2004 года с банками в Латвии. Условие Латвии, наложенное при вступлении в Европейский Союз, это прозрачность банковского сектора и ликвидация финансового отмывания из банковской практики. Соответственно, данные схемы нашли влиятельных сторонников в Республике Молдова.
Дело BEM
Дело BEM (Сбербанк), банк, контрольный пакет которого принадлежал государству, является ярким примером рейдерской атаки, банкротства банка, организованного несколькими заинтересованными группами, которые в 2011 году усилили рейдерские атаки, чтобы заполучить 18,5% и стать акционерами BEM, пишет Transparency International в Молдове.
BEM периодически был подконтролен государству, а в определенные периоды – заинтересованными группами, непрозрачно вошедшими в состав акционеров из-за бездействия и молчаливого согласия государственных структур, в том числе НБМ.
В результате отмывания региональных финансовых ресурсов из банковской системы и судебной системы Республики Молдова, утверждают эксперты, были отмыты средства от хищении бюджетных средств России (дело Магнитского посредством BEM, как это было подтверждено перепиской с молдавскими властями), десятки миллиардов долларов России сомнительного происхождения через Moldinconbank (международное и местное расследования продолжаются, но с большим опозданием). Известно много других случаев использования банков Республики Молдова, над которым начаты международные расследования, в том числе в США, об отмывании денег, хищении денежных средств, принадлежавших как физическим, так и юридическим лицам из-за рубежа. Список вовлеченных банков Республики Молдова растет.
От отмывания, посредством кражи, до государственного долга
26 сентября 2016 правительство решает переложить созданные долги на плечи молдавских граждан, а 4 октября н.г. Николае Тимофти, президент Республики Молдова, подписал указы для продвижения ряда законов, в том числе и закона, через который миллиарды, украденные у трех банков (Banca de Economii, Unibank и Banka Socială) переложены на «плечи» молдавских граждан.
Таким образом, по мнению экспертов, был осуществлен сценарий, задуманный правительством в 2014 году, когда были изменены законодательства, чтобы кража имела место, когда, посредством тайных решений, были выделены кредиты от НБМ, будучи в курсе того, что коммерческие банки не возвратят кредиты в НБМ.
Превращение 13,34 миллиардов в государственный долг на следующие 25 лет означает:
-
Утроение внутреннего государственного долга от 7,2 млрд. в начале 2016 года до более 22 млрд. леев к концу 2016 года;
-
Бюджетные затраты на тушение и обслуживание 13,34 млрд. леев на общую сумму 25 млрд в течение следующих 25 лет.
Банковский сектор находится под контролем нескольких заинтересованных групп, что создает дополнительные риски. Очевидно отсутствие прозрачности в отношениях с фактическими конечными заказчиками, кредитование аффилированных банку лиц, а также невозвратные большие кредиты. Это касается не только банков, находящихся в процессе ликвидации. Эти выводы сделаны также после того, как три банковских учреждения оказались в 2014 году в «плачевном» состоянии в результате аналогичных сценариев.
По мнению экспертов, ситуация финансовой системы может ухудшиться. Другие финансовые учреждения могут стать частью того же сценария в будущем, и не только в банковском секторе, но и в страховании, лизинге и заемно-сберегательной сфере. Деньги граждан, доверенные этим учреждениям, находятся в опасности, в основном, из-за сговора органов власти с различными заинтересованными группами, которые управляют финансовыми потоками Республики Молдова.