Наверное ни один гражданин Республики Молдова больше не сомневается в критическом уровне коррупции в судебной системе. Хотя вводились одни реформы за другими, олигархический осьминог по одному заглатывал продажных судей, а неудобных выгонял. Наверное больше нет судящихся, которые считают, что на данном этапе судебная система может очиститься самостоятельно, без помощи извне.
Но вчера в Парламенте состоялось безумное заседание, на котором несколько депутатов, представляющих фракции с проблемами по части неподкупности, и несколько судей, представляющих сгнившую от коррупции систему, обсуждали то, как иностранные эксперты не должны оценивать добросовестность и профессионализм судей. Сессия называлась «Обсуждение стратегии обеспечения независимости и неподкупности сектора юстиции на 2021-2024 годы и Плана действий по ее внедрению». Ей руководил депутат-социалист Василий Боля. Да, тот самый Боля, который с парламентской трибуны назвал своих коллег по законодательному органу «жлобами кончеными». Да, именно тот юрист из Полицейской академии, который желает стать судьей Конституционного суда. В своей речи Игорь Додон описал его как агрессора, которого он держит на цепи и спускает на людей, когда это нужно. «Я еще раз вам говорю, если я бы я дал волю Василию Боля, то он бы свернул шестерых», – угрожал Игорь Додон парламентариям в декабре 2020 года. Сейчас Василию Боля разрешили «свернуть» идею обеспечения неподкупности судебной системы. Вчера в Парламент пригласили представителей Кагульского и Комратского судов, чтобы те подтвердили, что будущим внешним экспертам невозможно и не нужно оценивать судей.
Присутствовавший на заседании Руслан Петров, председатель Кагульской апелляционной палаты, заявил, что проанализировал проблему коррупции в мире и не увидел успеха в борьбе с этим бедствием при помощи внешних сил. «Это то же самое, что пригласить в мою квартиру фирму, которая делает идеальную уборку, но ведь потом я буду жить в этой квартире и создавать тот же бардак», – объяснил судья Петров. Кажется, он не допустил, что сделать уборку в «квартире» судебной системы означает бросить коррумпированный мусор в мантиях в тюрьму и заселить суды новыми, незапятнанными специалистами. А что же значит очистка судебной системы в глазах нынешних продажных чиновников? Смена охранников и уборщиков, кондиционеров и ковров, а в «очищенную» систему войдут те же судьи, которые вершат правосудие по политическим указаниям?
Одновременно с «квартирой», в которой бардак, следует сделать генеральную уборку и в жилищах многих судей, а особенно в их дворцах, приобретенных путем продажи дел и вмешательства олигархов. И уборку в этих жилищах стоит сделать точно так же, как в кабинетах судей. Жильцов следует переселить в тюремные камеры, а незаконно накопленное имущество – конфисковать в пользу граждан, которые все эти годы уплачивали налоги и страдали от несправедливости.
В среду, 21 апреля, весь земной шар обсуждал историческое решение американского суда, по которому офицера полиции Дерека Шовина приговорили к 75 годам лишения свободы. Это больше, чем он может прожить, но этот драматический приговор стал надеждой для всего общества. Действиям судей аплодировали, и их высоко оценили как граждане, так и выдающиеся личности США. Тысячи голосов говорят, что так начинается настоящая реформа американской полиции, а этот приговор означает прекращение «молчаливого согласия».
Именно это нужно нам для того, чтобы начать реформу судебной системы и установить неподкупность в молдавской системе. Необходимо прекратить соучастие в коррупции и отправить в тюрьму, лет на 75, хотя бы одного продажного судью.
Но кто в Республике Молдова сможет оценить добросовестность судей? Есть ли прокуроры, которые смогли бы расследовать случаи коррупции в судах? Есть ли органы, которые смогут рассмотреть нарушения в системе и конфисковать имущество? Есть ли еще судьи, которые позднее смогут осудить продажных судей? Опыт последних десятилетий показывает, что нет.
Может быть нам пригласить судей Дерека Шовина? Какой порядок они бы навели! «Бардак» из судебной системы переселился бы в тюрьмы вместе со всеми олигархическими и политическими покровителями. Если, конечно, Василий Боля не перейдет в Конституционный суд, чтобы окончательно «свернуть» понятие судебной неподкупности.
Aлина Раду