В 2020 году 12 из 18 депутатов, на фоне обвинений в коррупции сменившие партии, по спискам которых они попали в парламент, совершили покупки на сотни тысяч леев, указав новые приобретения в последних декларациях об имуществе и личных интересах.
Отвечая на вопрос ZdG о том, является ли совпадением, что они стали обладателями ценных вещей в году, в котором их обвинили в том, что они взяли деньги за выход из своих фракций, народные избранники сослались на то, что они могут объяснить происхождение своего имущества.
В год, в котором парламентарии проголосовали за декларацию, осуждающую партийных перебежчиков и коррупцию, 18 депутатов покинули свою партию, на платформе которой им удалось войти в парламент и, на фоне обвинений в коррупции, присоединились к другим политическим движениям или парламентским группам.
«Предложения для депутатов, примаров, советников потекли в бесчисленном количестве. Несколько сотен тысяч, чтобы перейти к Канду, немного больше, чтобы перейти в группу «Шор», как будто существовала какая-то разница. Ежедневно наших примаров, советников и депутатов терроризировали солидными суммами, чтобы они ушли из партии и присоединились, на выбор, к одной из этих двух организаций, которые, по сути, являются одной и той же группой. Если до сих пор речь шла о предложениях в сотни тысяч, вот, в эти дни отчаяние достигло и шести нулей», – заявлял в июне 2020 года лидер Демократической партии Молдовы (ДПМ) Павел Филип, который остался с 18 депутатами в минусе в действующем законодательном органе.
«Депутат стоит уже 2 миллиона евро. Те, кто ушли первыми, уже сожалеют, потому что взяли только 300 тысяч, сейчас ставки увеличились», – отмечал и Игорь Додон в июле 2020 года.
Имущество депутатов-перебежчиков из «Pro Moldova»
Все депутаты, которые в 2020 году сменили фракцию в парламенте, оказались в законодательном собрании на платформе ДПМ. В прошлом году некоторые из них решили присоединиться к «Pro Moldova», основанной бывшим демократом Андрианом Канду, другие объединились с партией «Шор», а группа бывших демократов позже присоединилась к парламентской платформе «За Молдову», в которую входят и депутаты Илана Шора.
Четверо из шести депутатов, присоединившихся к группе «За Молдову», выделились среди других народных избранников покупками дорогостоящих автомобилей, стоимость некоторых из них достигает около миллиона леев. Семья депутата Руксанды Главан вступила во владение автомобиля модели «Toyota LC-150» 2020 года выпуска, приобретенным в 2021 году, указанная стоимость которого составляет около 968 тыс. леев. Депутат ранее задекларировала автомобиль той же модели, произведенный, однако, в 2013 году, который больше не фигурирует в ее нынешней декларации. На запрос объяснить такое положение вещей депутат сказала нам, что продала автомобиль, и что полученный ею доход укажет в декларации в следующем году.
На вопрос, не кажется ли ей совпадением то, что в год, когда существовали обвинения в подкупе депутатов, ряд народных избранников совершили дорогие приобретения, Руксанда Главан ответила нам коротко: «Это клевета и ложное обвинение с вашей стороны в мой адрес».
Имущество супруги Сергей Сырбу
Ценные вещи задекларировал и коллега по платформе Руксанды Главан, Сергей Сырбу.
Его семья получила во владение автомобили моделей «BMW X5» и «Renault Megane», стоимостью около одного миллиона леев, имущество, относительно которого его семья ранее заявляла, что оно у них было лишь в пользовании.
Супруга депутата также получила в дар доли в ряде объектов недвижимости. Речь идет о ½ пяти земельных участков, трех коммерческих помещений, жилом доме и трех других объектах недвижимости.
В то же время супруга депутата стала одной из двух собственниц компании ООО «Veritan-prim».
Относительно всех этих пожертвований у народного избранника, однако, имеется объяснение.
«Речь идет об имуществе жены. То есть в этом году жена вступила во владение несколькими объектами движимого и недвижимого имущества, аффилированными с семейным бизнесом жены в Каушанах. По сути, речь идет о доле в наследстве, оставленной отцом жены – бизнесе в Каушанах, которому более 20 лет, связанном со строительными материалами, торговлей. В этом году мать жены решила юридически переоформить на дочерей бизнес и активы, аффилированные с бизнесом. Лично я не имею никакого отношения к этому имуществу и к этому бизнесу. Это семейный бизнес, унаследованный женой и ее сестрой», – заявляет депутат Сырбу, который считает, что нет «никаких совпадений» между обвинениями в адрес депутатов, о том, что их подкупили, чтобы выйти из партии, и их приобретениями.
«Я понимаю, этот вопрос будет всегда. Я хочу говорить за себя и могу сказать вам и о моих коллегах. Это ложные обвинения, это политические заявления», – комментирует народный избранник.
«Я не пришел на должность депутата, чтобы купить машину»
Приумножил свое имущество и депутат Григорий Репещук, который в прошлом году мигрировал, как и Сергей Сырбу, из ДПМ в «Pro Moldova», во главе с Андрианом Канду, а затем – в платформу «За Молдову». Народный избранник увеличил свое официальное имущество на одну квартиру, два коммерческих производственных помещения, одно из которых находится в пользовании, а другое – во владении, а также на два автомобиля. Депутат указал, что с 2020 года у его семьи в пользовании находится «Mercedes S350D», произведенный в 2018 году, полученный в лизинг и оцененный в 58 тыс. евро, а также автомобиль модели «KIA Sportage», произведенный в 2019 году и с указанной стоимостью около 377 тыс. евро. Депутат не пожелал отвечать на вопросы ZdG и не отреагировал на звонки и отправленные ему сообщения.
Семья депутата Корнелий Падневича, который также сменил ДПМ на группу, аффилированную с Иланом Шором, «За Молдову», совершил в 2020 году единственное приобретение – автомобиль модели «Nissan X Trail», изготовленный в 2016 году. Парламентарий указал, что стоимость имущества составляет около 290 тысяч леев, что эквивалентно его зарплате депутата за полтора года. Народный избранник сообщил нам, что ранее у него был автомобиль модели «Skoda Superb», который он продал, и к полученным деньгам добавил разницу и купил «подержанный» «Nissan». Что касается приобретений в год, в котором существовали обвинения в коррупции, Корнелий Падневич сказал, что он может ответить только за себя.
«Я не могу дать оценку. Я могу отвечать только за себя. Я не могу знать, каковы доходы некоторых коллег. […] Я не пришел на должность депутата, чтобы купить машину. Я пришел уже с машиной, квартирой, домом, я работал и в частном секторе», – говорит парламентарий.
Обвинения в коррупции в адрес «Pro Moldova»
Первыми оказавшимися в центре обвинений в том, что они якобы получали деньги на выход из ДПМ, стали депутаты, создавшие партию «Pro Moldova» во главе с Андрианом Канду.
«В кулуарах парламента говорят об огромных денежных суммах, выделенных ушедшим депутатам. Речь о 150-250 тыс. евро, плюс ежемесячная выплата этим депутатам по 5 тысяч евро. Более того, группа «Pro Moldova» предлагает зарплату членам партии, которые выходят из партии и присоединяются к «Pro Moldova». Речь об около 2 тысячах евро в месяц, так говорят люди, которые уходят», – уточнял в марте 2020 года депутат Евгений Никифорчук.
Заявления Никифорчука тогда были истолкованы представителями «Pro Moldova» как клеветнические и очерняющие. Члены группы подали тогда в суд на Никифорчука за «очернение и ложные заявления». Однако 15 января 2021 года Андриан Канду обратился с просьбой о прекращении судебного разбирательства, впоследствии уточнив, что он принял решение на том основании, что потеряет очень много денег на адвокатские услуги.
«Я сделал обзор дел с адвокатами и понял, что меня ждут большие расходы с течением времени, и я не выиграю от этого много, и эти дела будут длиться до бесконечности», – прокомментировал Андриан Канду в передаче на «TV8».
1,2 миллиона евро от продажи ряда квартир
В 2020 году семья депутата «Pro Moldova» Владимира Чеботаря получила около 1,2 миллиона евро от продажи не менее 35 квартир.
Имущество расположено в жилом комплексе на бул. Дечебала и изначально принадлежало фирме ООО «Impex Businesscom», соучредительницей которой супруга депутата является с 2019 года.
Вскоре после того, как их купила супруга депутата, недвижимость была продана другим лицам.
«Имущество покупается и продается. Так это и работает. Это вид деятельности, и мы должны быть рады, что у государства есть, откуда получать налоги. Если вы заметили, сделки проведены по рыночной стоимости. Ничего не скрывается. Это пример для всех, как нужно работать. Если вы посмотрите, покупаются и сразу же продаются те же активы. Если вы взгляните на декларации прошлых лет, то заметите, что остаются и резервы на приобретение этого имущества», – отметил депутат Владимир Чеботарь относительно активов, отчужденных его супругой.
Депутат с двумя автомобилями марки «Porsche»
Имущество семьи Владимира Чеботаря также дополнилось в прошлом году земельным участком в черте населенного пункта и четырьмя коммерческими помещениями. В то же время, наряду с автомобилем «Porsche Panamera», который депутат декларировал ранее, появился новый такой же марки: «Porsche Cayenne», произведенный в 2020 году, – который находится лишь в пользовании семьи Чеботарь. Он принадлежит компании ООО «Breitman Grup», к которой свекровь депутата входит в число собственников, вместе с деловыми партнерами семьи депутата по авиакомпании «Fly One». Чеботарь также приводит в своей декларации об имуществе за прошлый год и долг около 10 миллионов леев по договору с компанией, у которой его супруга приобрела 35 единиц недвижимости, ООО «Impex Businesscom».
На просьбу прокомментировать тот факт, что декларации об имуществе депутатов, которые покинули свои фракции, пополнились новыми активами, а над ними нависли обвинения в коррупции, Владимир Чеботарь предложил нам задать вопросы данным депутатам.
«Спросите их. У меня есть различные виды деятельности, в том числе в сфере недвижимости, которые я декларировал на протяжении всех предыдущих лет. Кстати, чтобы вы знали, в 2019 году мы заплатили различные пошлины и налоги государству, которых хватит на 34 тысячи пенсий. Надеюсь, что и это у вас появятся», – добавил член группы «Pro Moldova».
«У каждого свое имущество и своя бухгалтерия»
Семья Андриана Канду, лидера «Pro Moldova», купила в 2021 году «Skoda Kodiaq», произведенную в 2017 году, за которую он заплатил эквивалент около 32 тысяч евро.
«Я буду говорить за себя. Что касается продаж, покупок, активов, вещей или другого коллег, пожалуйста, говорите с ними. У каждого свое имущество и своя бухгалтерия. Но я буду говорить за себя. В нашей семье была только одна продажа и одна покупка. Был продан автомобиль, и вместо него была куплена другая машина, с небольшой разницей в цене, которая была взята из сбережений, имевшихся в банке, и которые были задекларированы. Деньги декларировались годами, и они из банка, речь даже не о наличности», – комментирует лидер «Pro Moldova».
Новым автомобилем в прошлом году обзавелся и Василе Бырка, еще один депутат от «Pro Moldova». Он приобрел «Toyota Camry», изготовленный в 2020 году, с указанной стоимостью около 35 тыс. долларов. Геннадий Вердеш, еще один депутат от «Pro Moldova», в прошлом году не совершил ценных покупок. Вместо этого доход его семьи пополнился 4,5 тысячами евро, полученными от двух физических лиц в виде пожертвования.
Пожертвования на семейные мероприятия и автомобили, купленные в лизинг
Новым имуществом обзавелись в прошлом году и депутаты Владимир Андронаки и Евгений Ничифорчук, которые в августе были исключены из ДПМ, став неаффилированными. Хотя они и не вступили в другую партию, они голосуют вместе с депутатами от ПСРМ и «За Молдову», в том числе за кандидатуры социалистов на пост премьер-министра. Евгений Никифорчук в прошлом году получил 350 тысяч леев в качестве пожертвований на семейном мероприятии, что превышает годовую зарплату: его и его супруги. В то же время семья народного избранника решила приобрести новый автомобиль, заплатив 48 тысяч евро за «Mercedes G350», произведенный в 2016 году.
Дорогими автомобилями хвалится и Владимир Андронаки. Он дополнил свое состояние двумя новыми машинами, которые, однако, находятся у него только в пользовании. Речь о «Mercedes Benz GLE», произведенном в 2018 году, с указанной стоимостью 1,3 млн леев, а также о «BMW X7», произведенном в 2020 году и оцененном в 1,9 млн леев. Когда мы застали его перед одним из заседаний парламента, депутат сказал нам, что автомобили взяты в лизинг, и что они находятся в его пользовании, потому что у него не хватает денег, чтобы приобрести их. Отвечая на вопрос о совпадении изменений в его декларации об имуществе в год, когда он стал неаффилированным, народный избранник сказал, что он каждый год меняет свои машины, а остальное «просто обвинения».
Несмотря на пандемию, 2020 год был успешным и для других народных избранников, не сменивших партии, с которыми они попали в парламент. 27 из них приобрели автомобили стоимостью в сотни тысяч леев, купили земельные участки и коммерческие помещения, получили пожертвования в тысячи евро или в конечном итоге управляют автомобилями, которыми не владеют на правах собственности.
Список других депутатов, которые получили пожертвования или совершили крупные покупки в 2020 году
Фракция ПСРМ:
- Корнелий Фуркулицэ – его семья получила в дар ¾ земельного участка в черте населенного пункта и ¾ жилого дома площадью 235 кв. м в Кишиневе (пожертвование);
- Василе Боля – квартира площадью 56 кв. м (на правах собственности);
- Виталий Евтодиев – земельный участок в черте населенного пункта (собственность); автомобиль «Skoda Superb» (собственность);
- Александру Жолнач – автомобиль «BMW» (в пользовании);
- Адриан Лебединский – 1,4 миллиона леев (наследство); автомобиль «Lexus ES300H» (собственность);
- Олег Липский – земельный участок за чертой населенного пункта (пожертвование); автомобиль «Toyota» (в пользовании);
- Владимир Миздренко – автомобиль «Toyota Rav 4» (собственность);
- Владимир Односталко – автомобиль «Toyota Camry» (в пользовании);
- Георгий Пара – автомобиль «Audi Q5» (собственность);
- Николае Паскару – земельный участок за чертой населенного пункта (собственность);
- Олег Савва – два земельных участка, жилой дом и недвижимое имущество (наследство);
- Александр Суходольский – автомобиль «Audi A8» (собственность);
- Кирилл Татарлы – 10 сельскохозяйственных участков (собственность);
- Александр Усатый – автомобиль «Toyota Auris» (собственность);
- Григорий Узун – 15 тысяч долларов и 100 тысяч рублей (пожертвования);
- Гайк Вартанян – автомобиль «Renault Megane» (собственность);
Фракция ПДС:
- Дан Перчун – 3000 фунтов стерлингов (пожертвование); ½ квартиры (собственность);
- Петру Фрунзе – 3000 евро (пожертвование); автомобиль «Land Rover Evoque» (собственность);
- Дойна Герман – 2 земельных участка и доли в четырех других участках (пожертвование); прицеп «HMITZ SKO24» (собственность);
Фракция ДПМ:
- Игорь Время – автомобиль «Lexus» (собственность);
- Моника Бабук – 172 тысячи леев (пожертвование);
- Николай Чубук – «BMW X4» (в пользовании);
Фракция партии «Шор»:
- Петру Жардан – недвижимое богатство (в пользовании);
- Марина Таубер – 5 тысяч долларов и 12 тысяч евро (день рождения); два комплекта сережек и кольцо, стоимость которых превышает сумму в 10 средних зарплат по экономике (подарок);
- Регина Апостолова – 3 тысячи евро (день рождения);
- Игорь Химич – 15 тысяч евро (пожертвование); 96 тысяч леев и 4 тысячи евро (дни рождения); «Мерседес GLE» (в пользовании);
- Денис Уланов – «Mazda CX5» (в пользовании).
Диана ГАЦКАН