Жизнь в Республике Молдова деградирует изо дня в день. Все дорожает. Цены на продукты и товары первой необходимости растут, тарифы на услуги также растут, лекарства становятся менее доступными, все больше людей теряют надежу в завтрашний день. Согласно последним опросам общественного мнения, 42% граждан считают, что живут хуже, чем в прошлом году. И число этих людей постоянно увеличивается.
Виктор Лянкэ, Союз пенсионеров, председатель
То, что делает правительство – это издевательство над народом. Почему молчит? Похоже, им это выгодно. Импорт находится в их руках, экспорт так же. Они делают деньги из всего. Вы разве не видите, что они положили руку и на запасы пшеницы? Если они повысят цену на хлеб, тогда люди выйдут на улицы. Додон все сваливает на пандемию. А тот факт, что завтра-послезавтра люди не смогут покупать хлеб, его не интересует. COVID. А какой бюджет они с Кику оставили для борьбы с COVID? И как бороться с ним, когда цены на лекарства увеличились на 50 и даже выше 50%. Чем людям лечиться? С 4% индексацией пенсии, которые неизвестны, будет она или нет, потому что говорят, что денег нет? Додону, там, где ему нужно, есть и деньги, и правительство, и парламентское большинство, а где не нужно, он плачется, что нет правительства. Да, нужно другое правительство, но пока есть нынешнее, нужно вызвать его в парламент, заслушать его, заставить работать. За что они получают зарплату, если ничего не могут сделать?
Александра Пискунова, примар, Вадул луй Исак, Кагул
Для граждан из сел 2020 год был тяжелым годом. Была засуха. Мы тяжело пришли в себя, была волна подорожания, которая полностью усложнила нашу жизнь. Сегодня в магазине одна цена, а через день-два – другая. Цены высокие. Не говоря уже об аптеках, они очень спекулируют на здоровье людей. Цены больше не соответствуют доходам. И так жизнь в Молдове была не жизнью, а сейчас еще хуже. Создается впечатление, что в нашей республике все делают что хотят. Правительство, даже если оно временное, должно взять на себя ответственность, а не служить политическим покровителям. Тяжело жить. Потому что не видно конца. Нужно прояснить ситуацию с досрочными выборами.
Диана Круду, предпринимательница
Республика Молдова переживает чрезвычайно глубокий кризис. Засуха 2020 года привела к самому большому снижению сельскохозяйственной продукции за последние 50 лет, а экспорт рухнул в целом на 11%, и в Молдову поступило на 187 млн. долларов меньше, чем в 2019 году. Отсутствие политик для поддержки фермеров еще больше углубило кризис в секторе. Молдова – единственная страна в этом регионе, которая не оказала финансовой поддержки компаниям, пострадавшим от пандемии. А 390 млн. леев, предоставленных в качестве компенсации за потери от засухи, являются недостаточными. Многие фермеры проснулись без ликвидности для приобретения семян, дизельного топлива и удобрений, что неизбежно приведет к углублению кризиса и после 2021 года. Мы уже являемся свидетелями повышения цен на зерно, мясо, масло. Кроме того, сельское хозяйство столкнулось и с рядом других факторов, которые привели к росту цен: согласованию между нефтяными компаниями цен на топливо. Рост в среднем на 4 лея на дизельное топливо и бензин неизбежно отразился и на цене продуктов питания. С 1 апреля вырастет на 10% и цена на электроэнергию, что приведет к новым подорожаниям. На фоне девальвации национальной валюты и в условиях, когда Республика Молдова имеет отрицательный торговый баланс, естественно, все импортные продукты подорожали, а покупательная способность населения резко снизилась. За последние несколько дней мы стали свидетелями того, как «крутые парни» положили руку на пшеницу из резерва государства. Мы до сих пор не знаем, какой урожай зерна у нас будет в 2021 году, но группы интересов, рискуя подорвать продовольственную безопасность государства, думают только о собственной прибыли. Коррупционные схемы в Республике Молдова, картельные договоренности, организованные закупки сделали и нанесли больше вреда, чем засуха. Создается впечатление, что кто-то специально хочет создать хаос во всех областях, как будто хочет поджечь страну. И чем хуже будет для обычного человека, тем лучше для определенных групп интересов.