Прокуратура, наряду с правоохранительными органами, должна объяснить, почему бездействовала на протяжении 1500 дней и что означает этот heirup, произошедший 20 сентября 2016 года. Задержание 15 судей это необходимый и ожидаемый акт. Но он может иметь неожиданное завершение. Общество, в настоящее время, взбудоражено избирательной кампанией, пытается с трудом справиться с провокациями в виде избирательных подарков, неправомерного сбора подписей, других злоупотреблений со стороны представителей государства в этой политической кампании
В октябре 2013 года в Республике Молдова произошло историческое событие: впервые был задержан судья, получивший взятку. Сотрудники НЦБК провели обыск в кабинете судьи Георгия Попа из Теленешт и обнаружили 200 долларов США, спрятанные в Гражданском кодексе всего за несколько минут до обыска. Деньги он получил за принятие выгодного судебного решения. Судья был задержан на месте, на его имя было возбуждено уголовное дело, затем был осужден.
До октября 2013 года другие десятки судей на протяжении многих лет совершали разные мошенничества на миллионы долларов, позволяли другим отмывать деньги. Сотрудников НЦБК не было на месте, чтобы проверять количество банкнот, оставленных в Гражданском кодексе, зато судья строили роскошные замки, покупали дорогие машины, которых невозможно купить на зарплату судьи. Ни один из тех судей не был задержан с поличным в момент совершения мошенничества. Наоборот, практически все они были включены в программу реформирования молдавской юстиции, финансированной из денег иностранных доноров, и которые были потрачены на то, чтобы судьи имели лучшие условия для работы, конференц-залы, оснащенные современным оборудованием, а также более высокие зарплаты.
Параллельно, в период 2010-2014 годов в молдавских СМИ появлялись материалы о судьях-рейдерах, об отмывании денег, разрешенных судьями, о замках, машинах, отпусках, имуществе несовместимым с заработной платой (пусть и увеличенной) судей. Параллельно, журналисты-расследователи публиковали свидетельства о политико-судебных махинациях, об охотничьих группах, в которых входили судьи, прокуроры, политики, бизнесмены, вооруженные отряды, которые «решали» дела за шашлыком, в сауне, как можно дальше от недавно отремонтированных помещений судов. А между тем по судам таскали только одного судью, задержанного с поличным за взятку в 200 долларов, оставленную в Гражданском кодексе спустя несколько дней после положительного завершения дела за акты коррупции.
Судьи-рейдеры были задержаны в ходе осенней избирательной кампании 2016 года. Десятки судей за один день. Спустя 1500 дней после совершения мошенничества. Однако, первые дискуссии о беззакониях этих судей в ВСМ состоялись в 2012 году, но даже тогда ничего не произошло.
Дело в том, что и тогда, и сейчас, в МСК, ВСП, НЦБК, Антикоррупционной прокуратуре, Генеральной прокуратуре были примерно те же люди, что и сейчас, точно так же, как и в правящем альянсе. Почему ничего не случилось с судьями-рейдерами в течение 1500 дней?
Прокуратура, наряду с правоохранительными органами, должна объяснить, почему бездействовала на протяжении 1500 дней и что означает этот аврал, произошедший 20 сентября 2016 года. Задержание 15 судей это необходимый и ожидаемый акт. Но он может иметь неожиданное завершение. Общество, в настоящее время, взбудоражено избирательной кампанией, пытается с трудом справиться с провокациями в виде избирательных подарков, неправомерного сбора подписей, других злоупотреблений со стороны представителей государства в этой политической кампании. Обществу некогда следить и за десятком уголовных дел на имя судей, политиков, банкиров.
Арест судей-рейдеров это хороший знак, но со многими отрицательными знаками. Эта доказывает, что любого судью можно арестовать, что любой акт коррупции можно контролировать и наказывать, что судьи не являются неприкосновенными. В то же время, это может означать, что некоторые политические силы хотят продемонстрировать силу в ходе кампании.
Алина РАДУ