Находясь в сложной ситуации, когда родители далеки физически или эмоционально, многие дети хотя бы раз обращались к незнакомцу в надежде, что им помогут или, по крайней мере, выслушают, говорят специалисты. Разногласия с коллегами, неполноценные отношения в семье, первые разочарования в любви, эксплуатация и издевательство фигурируют среди ситуаций, в которых дети чаще всего хотели бы получить совет. Пока год за годом власти рассматривают детей как простые статистические данные, представители гражданского общества приняли эстафету и создали ряд консультационных служб по телефону или онлайн, предназначенных для детей, которые становятся все более популярными день ото дня.
Как правило, ребенок больше не будет звать на помощь родителей, если ранее он обратился за помощью и не был понят, его просьба была высмеяна или даже натолкнулась на агрессивное поведение. Мотивированные таким образом, от отчаяния или из простого любопытства ко всему новому, дети обращаются к незнакомцам в поисках ответов или решений. Одна из служб, имеющихся в их распоряжении с 2014 года, нон-стоп и бесплатно, называется «Детский телефон доверия – 116.111».
По словам представительницы Международного центра «La Strada», реализующего проект, возраст обращающихся детей составляет в большинстве своем 12-14 лет. Дети на другом конце провода часто нуждаются в психоэмоциональной, психосоциальной, а иногда даже неотложной помощи, когда они чувствуют себя в опасности.
«Часто существуют недопонимания с родителями в аспектах детской сексуальности, являющейся деликатной темой, которую не обсудишь с родителями, или же они не знают, как обсуждать эти темы с детьми. Есть и ситуации непонимания между ровесниками, принимая во внимание возрастные особенности, и ситуации насилия в образовательных учреждениях», – говорит Даниела Мисаил-Никитин.
Что касается детей младшего возраста, от пяти до девяти лет, чаще они звонят, чтобы с кем-нибудь пообщаться. «В то же время, то, что является для нас сигналом и заставляет быть на чеку в отношении детей этого возраста, скорее, это ситуация, когда они одни дома. Дети могут звонить и в ночные часы, что свидетельствует о физической отстраненности детей или о ситуации халатности», – также считает Даниэла Мисаил-Никитин.
«Мама чувствует себя очень плохо, я боюсь вызвать cкорую»
В дополнение к службе психоэмоционального консультирования, консультанты Детского телефона доверия призваны вмешиваться в кризисные ситуации, когда нарушаются права ребенка. Физическая агрессия в отношении ребенка в семье или вне ее – лишь некоторые из случаев, которые, будучи однажды отмеченными, обязуют человека на другом конце провода своевременно оценивать риски и тяжесть ситуации, в которой находится ребенок, и срочность необходимого вмешательства.
Первыми словами 10-летней Марии, когда она позвонила на Детский телефон доверия, были: «Моя мама чувствует себя очень плохо, я боюсь вызвать скорую помощь!». Сквозь слезы девочка говорила, что она должна позаботиться о своей матери, у которой часто бывают судороги и обмороки, и она боится этих состояний. В ходе беседы, вспоминает консультант, Мария повторяла, что она виновата во всем плохом, что происходит. Мать девочки страдала от психических проблем и испытывала трудности в поиске стабильной работы.
Консультанты заверили Марию, что она может звонить всегда, когда она нуждается в поддержке. В то же время, как и в других случаях, был проинформирован местный и региональный органы опеки и попечительства в целях оценки и мониторинга положения ребенка и семьи. Соответственно, семья находится под наблюдением специалистов в области защиты ребенка и получает материальную помощь. Ребенок регулярно посещает школу, а также ходит на занятия с психологом.
Другой случай касается ребенка, который недавно обратился за помощью в связи с проявлениями агрессии в его адрес в школе. «Учительница бьет меня палкой по рукам и ногам», – начал рассказывать свою историю 12-летний Илья, вспоминает консультант, принявшая вызов.
В другой раз, соседка позвонила по Детскому телефону доверия, после того, как заметила, что девочка-подросток разместила в социальной сети необычное сообщение. После беседы с девочкой-подростком 13-ти лет она засвидетельствовала консультантам Детского телефона доверия, что часто подвергается сексуальному насилию со стороны сожителя ее матери.
Существует также Зеленая линия по предотвращению суицида
С декабря 2012 года на службе детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находится также Зеленая линия по предотвращению суицида. По словам инициатора проекта Любови Чебан, эта идея ответ на происходящее сегодня в обществе, однако, говорит она, и теперь дела обстоят не намного лучше.
«Меня по-особенному тронули случаи суицида среди несовершеннолетних, которых в этом году, в мае и июне, было очень много, и я попыталась узнать, работает ли кто-то в этой области. Я не смогла остаться равнодушной. На вопросы, которые мы задавали по поводу суицида среди подростков, все пожимали плечами. Тогда, только вернувшись после программы по обмену опытом из США, я была полна мотивации, чтобы сделать что-то полезное для общества, и вот, как говорится, я отправилась в путь», – вспоминает Люба Чебан, которая тогда была единственной, кто отвечал на обращения, поступавшие от попавших в трудную ситуацию. Сегодня она работает бок о бок с несколькими добровольцами, среди которых нет врачей, нет пожарников, и, тем не менее, ежедневно они спасают жизни тех, кто оказался в трудной ситуации.
Мы попросили ее рассказать о примерах из профессиональной деятельности, которые запомнились ей по той или иной причине. «Каждый случай оставляет след, потому что каждый случай представляет собой уникальную и особую историю жизни. Перед тобой предстает душа, которая открывается, и ты, как человек и как специалист, хочешь сделать что-то, чтобы помочь ей. Один из последних случаев относится к девушке, которая написала на русском языке, выразившись так… «Я хочу сдохнуть». Очень больно видеть, слышать нечто подобное. Когда ребенок готов сказать такое, это означает, что он настолько эмоционально неуравновешен, что выказывает это желание очень открыто. С другой стороны, это был ребенок-лидер, который сказал, что не сдастся. Борьба между поколениями. Это был очень талантливый ребенок, но родители его не понимали. Они не знали, как это быть лидером и выходить за рамки клише. Эта ситуация заставила меня задуматься: сколько детей в нашей стране никогда не смогут стать лидерами? По той причине, что в среде, в которой они находятся, нет тех, кто видит этот потенциал в ребенке, проявляющем видимое неповиновение», – вспоминает Люба Чебан.
Он сам, будучи ребенком, создал службу, в которой нуждался
Сергей Караджия пока еще студент, но уже около трех лет он является управляющим одной очень популярной страницы в социальных сетях, посвященной тем, кто хотел бы попросить совет на условиях анонимности. Молодой человек утверждает, что идея пришла к нему после того, как ребенком он осознал, что у него есть много вопросов без ответа. «Когда у меня была проблема, я всегда записывал ее на листе, потому что это меня расслабляло. Я пытался свыкнуться с ней. У меня также были вопросы, но я не находил ответа на них, и я сказал себе, что буду использовать общество, голос общества, и буду им руководствоваться. Думаю, что и те, кто посылает мне сообщения, чтобы я опубликовывал их на условиях анонимности, хотят поговорить с кем-нибудь о том, что чувствуют, и таким образом я им помогаю», – свидетельствует Сергей.
Самой сложной, по его словам, была техническая часть, которая позволила сделать публикацию вопросов анонимной. Была необходимость в сайте, но из-за недостатка финансирования он решил воспользоваться двумя существующими порталами. Таким образом, была заложена основа беспрецедентного проекта в Республике Молдова, который он символически назвал «Аноним».
«С возрастом появляется много вопросов, на которые мы не знаем ответа. Особенно сейчас, когда большинство родителей уехали за границу. Не можешь спросить напрямую: некоторые люди, если их спросишь, не примут тебя всерьез, другие могут избежать ответа, потому что не знают, как его сформулировать. Так, к тому же, получаешь много ответов, из которых можешь выбрать тот, что нравится, или взвесить их и понять, какова на самом деле правда», – объясняет Сергей свой энтузиазм, хотя и признает, что были моменты, когда он хотел отказаться от деятельности, которая занимает все его свободное время.
На сегодняшний день страница насчитывает более 30.000 подписчиков. Ежедневно несколько десятков подростков, детей и юношей задают вопросы или делятся тем, что чувствуют, а количество ответов, которые они получают, доходит до нескольких тысяч.
Анастасия КУКУРУЗ
Pingback: Փրկարար զանգը - JAMnews
Pingback: Փրկարար զանգը - JAMnews