В понедельник, 22 марта, парламент решил по просьбе генерального прокурора Александра Стояногло лишить депутатов от Партии «ШОР» Петра Жардана (68 голосов) и Дениса Уланова (70 голосов) парламентского иммунитета. Жардан обвиняется в злоупотреблении служебным положением и нанесении государству ущерба в особо крупных размерах в процессе концессии Кишиневского международного аэропорта, а Уланов – в причастности к банковскому мошенничеству и отмыванию денег. После завершения процедуры голосования, они были задержаны на 72 часа.
Валентина Кушнир, диаспора, Италия
То, что произошло вчера (22 марта, прим. ред.) в парламенте, было не чем иным, как спектакль, как было с Таубер и Апостоловой. Шор беглец, как и Плахотнюк. Что с ними может случиться? Это имитация борьбы с коррупцией. Что дальше? Ничего хорошего для нас, граждан, которые должны объединиться и подготовиться к выборам, потребовать изменить Кодекс о выборах, чтобы иметь право голосовать не за партийные списки, а за конкретного кандидата. Так, чтобы и кандидаты, фигурирующие в списках под номерами 103, 84, 93 или 40 могли попасть в парламент, набрав большее количество голосов, а «элиты» из первых 10, остались снаружи. Только так мы сможем избежать в будущем парламенте Додонов, Шоров, Гречаных, Тауберов, Апостоловых, Платоновых. Но для этого требуется время, 8-12 месяцев. Спешка с досрочными выборами не в пользу граждан!
Юрие Реницэ, депутат
Было бы неплохо, чтобы все было хорошо! Но придётся потерпеть. То, что произошло в парламенте с лишением депутатов иммунитета, было предсказуемым. Потеряв доверие граждан, с испорченным имиджем ГП пытается изменить положение, но в любом случае это не прибавляет ей авторитета. И для этого достаточно причин: слишком много лет Генпрокуратура была простым наблюдателем коррупционных дел и не трогала крупных коррупционеров, поэтому только комплексный и беспристрастный подход (не избирательный!) может изменить отношение граждан к ГП. Слишком много ГП вовлекалась в политику и практически не вела борьбу с коррупцией и коррупционерами. Список депутатов-кандидатов на лишение иммунитета большой: только чего стоят 4 депутата ПСРМ, вовлечённых в операцию с Багамскими островами! Увидим, будет ли Стояногло таким же настойчивым и беспристрастным и в их отношении, ведь юридические доказательства есть.
Ион Тэбырцэ, политический аналитик
То, как действует правосудие в Республике Молдова, не позволяет делать предсказуемые оценки в отношении дела двух депутатов, Жардана и Уланова. Ранее был другой случай, когда два других депутата из той же фракции Шора были лишены иммунитета и задержаны – я имею в виду госпожу Таубер и Апостолову. Чем закончились эти дела? Ничем. Более того, эти дела были частью закулисных договоренностей между Партией ШОР и ПСРМ, которые формализовали свои отношения в мажоритарной коалиции в парламенте. Эти дела можно рассматривать с двух точек зрения – политической и юридической. С политической точки зрения посмотрим, какое влияние они окажут на политическое поведение Партии «Шор», и если они не являются частью более широкой политической игры, с участием других игроков. Юридически у нас нет гарантий того, что система правосудия заинтересована в том, чтобы пролить свет на эти два дела и довести их до конца. Есть и многолетнее дело Илана Шора, которое не имеет четкого результата.
Александру Арсени, преподаватель университета, доктор права
Что будет дальше? Из доклада, представленного парламенту генеральным прокурором Стояногло, можно вычесть, по крайней мере, две вещи. Во-первых: были выявлены преступные группировки, которые организовали и участвовали в хищении имущества государства в особо крупных размерах. Думаю, у прокуратуры достаточно доказательств в этом отношении. И во-вторых: из того же отчета Стояногло следует, что можно было бы вернуться к делам, возбужденным ранее на имя двух других депутатов из той же фракции Партии «Шор»: Таубер и Апостоловой. Не исключено, что дойдйт и до дел Плахотнюка и Шора, так как генпрокурор назвал первого главным организатором, а второго – исполнителем. Думаю, на этом дело не остановится.
Подготовил, П. Г.