Грузинские врачи не хотят прививаться от Covid-19, власти просят помощи у церкви, но она отказывается “брать ответственность”
На прошлой неделе в Грузию наконец прибыла первая партия вакцины от коронавируса – 43 200 доз AstraZeneca. Вакцинация стартовала 15 марта; как и в других странах первыми было решено прививать медработников. Однако, антиваксерские настроения и недоверие к качеству закупленной вакцины, настолько распространены в Грузии, что прививаться не спешат даже врачи.
Несколько медработников даже организовали акцию протеста в центре Тбилиси и требуют отставки правительства. Один из главных поводов их недовольства – ввоз вакцины, которую они считают некачественной. Среди врачей, установивших палатку перед грузинским парламентом, руководитель НПО “Ассоциация клиник Грузии” Вилли Пачкория. Поводом для протеста Пачкория назвал информацию о том, что некоторые страны прекратили вакцинацию препаратом AstraZeneca.
“Ни один врач, ни один медицинский работник не остается равнодушным, поскольку все мы являемся гражданами одной страны и должны заботиться о ней”, – сказал Пачкория в эфире телекомпании “Мтавари Архи”.
Участники акции требуют, чтобы их прививали вакциной производства американской компании Pfizer. “Я не знаю до конца всех клинических исследований AstraZeneca, поэтому хочу, чтобы меня привили вакциной компании Pfizer”, – сказал в эфире “Рустави 2” педиатр Гиоргий Чахунашвили.
Это недоверие, в общем, можно понять: власти не давали внятного ответа относительно планов по вакцинации от Covid-19 вплоть до довольно неожиданного ввоза партии AstraZeneca. А сам ввоз этой вакцины подозрительно совпал по времени с отказом некоторых стран прививаться этим препаратом. Именно поэтому некоторые оппоненты власти считают, что Грузии отдали прививки, ставшие ненужными в других странах.
Паата Имнадзе, руководитель центра общественного здоровья Грузии в интервью Кавказскому узлу поделился мнением, что вакцина компании AstraZeneca наиболее приемлема для массовой вакцинации.
“Она не требует ультранизких температур для хранения. Это особенно важно для районных центров и в селах (где нет возможности обеспечить условия хранения при ультранизких температурах)”, – сказал он. Протесты врачей он назвал политически инспирированными:
“Было ожидаемо, что те, кто выступают и говорят, что вакцины нет, затем скажут, что вакцина непригодна. К сожалению, политика для этих людей превыше всего”, – сказал он.
С 15 марта в Грузии привились только 1 375 человек – настолько мало, что властями пришлось обратиться за помощью к церкви. Глава национального центра по контролю за заболеваниями Грузии Амиран Гамкрелидзе рассказал журналистам, что он обратился к Священному синоду и священникам с просьбой поддержать процесс вакцинации.
“В Грузии люди часто верят священнослужителям больше, чем докторам, поэтому роль представителей церкви здесь особенно важна”, — признал Гамкрелидзе.
Это решение может показаться парадоксальным, ведь Грузинская православная церковь – едва ли не главная опорная сила антиваксерского движения страны.
Священный синод ГПЦ озаботился темой вакцинации против коронавируса еще год назад – когда эпидемия в Грузии только начиналась, а миру о прививках можно было еще только мечтать. Поэтому заявления синода об “одобрении или неодобрении” грузинскими священниками антиковидной вакцины звучали просто комично.
Год спустя ГПЦ снова дала понять, что на ее поддержку врачам рассчитывать не стоит.
Обращение властей к церкви прокомментировал пресс-спикер патриархии Андриа Джагмаидзе:
“Мы рады, что процесс вакцинации, связанный с пандемией ковида – добровольный, а не обязательный. Это особенно важно сегодня, когда вакцина только создана и у специалистов здравоохранения в разных странах о ней разные мнения[…] Церковь не возьмет на себя ответственность за пропаганду вакцинации, потому что это компетенция и ответственность медработников”, – написал на своей странице в Facebook пресс-спикер патриархии.
В Грузии антиваксерские настроения сильнее, чем в других странах замешаны на религии, считает теолог Мириан Гамрекелашвили.
“И в других странах есть такие проявления (антиваксеров), поэтому там религиозные лидеры прививаются демонстративно, в прямом эфире. Так, например, поступил Папа Римский Франциск. Также поступил Вселенский патриарх Варфоломей и многие другие, потому что они знают, что эти иррациональные страхи могут быть губительными для людей. Люди ведь погибают, умирают (от COVID-19) (…) И в то же время я слушаю проповеди некоторых (грузинских) священников, которые озвучивают катастрофические интерпретации по поводу вакцин – мифы, что якобы, эти вакцины созданы из биологического материала, полученного в результате абортов, или что в них содержится какой-то жидкий код и т.д. Это все придумано. И этим они еще больше сгущают краски и сводят с ума людей», – сказал теолог в интервью “Эху Кавказа”.
Диана Петриашвили, “Медиасеть”