Грузинские власти снова стали прицелом для критики со стороны Запада – на этот раз они захватили штурмом штаб-квартиру главной оппозиционной партии и арестовали ее лидера.
“Как сто лет назад”
В Тбилиси возобновились протесты оппозиции, на них по-прежнему требуют внеочередных парламентских выборов, но первой задачей в списке называется освобождение арестованного оппозиционера.
Ника Мелия, лидер “Единого национального движения” был арестован в ночь на 23 февраля. Это почти накануне Дня Советской оккупации, который в Грузии отмечается 25-го февраля. В этом году – сотая годовщина советизации страны. Оппозиция, протестующая в центре Тбилиси часто проводит параллели между событиями столетней давности и происходящим в Грузии сегодня: оппоненты власти убеждены, что правящая партия “Грузинская мечта” и ее создатель миллиардер Бидзина Иванишвили не только планомерно внедряют пророссийскую политику, но даже ведут Грузию к полному поглощению Россией. “Грузия не вернется в СССР” — один из главных лозунгов акции 23 февраля.
В митинге приняли участие практически все оппоненты власти – оппозиционные партии, общественные движения и независимые политики. К ночи акция разошлась, но на площади перед парламентом осталось несколько палаток. Следующий митинг назначили на 26 февраля.
Оппозиционер и два премьера
Спецоперация в офисе “Националов”, стала первым решением нового премьера-министра Грузии Ираклия Гарибашвили. Парламент одобрил его кандидатуру 22 февраля после того, как внезапно ушел его предшественник, Гиорги Гахария. Уходя, он заявил, что причиной отставки стали разногласия с командой – как раз по поводу ареста Мелия (Гахария сказал, что был против). Премьер-министр – главная должность в Грузии.
Ираклия Гарибашвили новым премьером можно назвать условно – он уже возглавлял правительство в 2013-2015 годах и успел зарекомендовать себя непримиримым борцом с оппонентами власти, поэтому никого в Грузии не удивило, что за его обещанием “навести порядок в стране” последовал захват штаб-квартиры “националов”.
В чем обвиняют Нику Мелия
Ника Мелия — председатель партии “Единое национальное движение”, которую в свое время основал экс-президент Грузии Михаил Саакашвили. Эта партия была правящей с 2003 по 2012 год, когда на парламентских выборах ее победила “Грузинская мечта”, созданная разбогатевшим в России бизнесменом Бидзиной Иванишвили.
Лидера партии «Национальное движение» Нику Мелия обвиняют в участии в беспорядках и призыве к вторжению в парламент в июне 2019 года. Тогда в Грузии начались протесты, положившие начало политическому кризису, который продолжается по сей день. Поводом для первой волны недовольства стало выступление в Грузии российского депутата, коммуниста Сергея Гаврилова, который занял кресло председателя парламента. Это вызвало возмущение оппозиционных депутатов (среди них был и Мелия). Они сорвали заседание и инициировали уличный митинг.
Мелия лишили депутатской неприкосновенности, прокуратура выпустила его под залог в 30 тысяч лари [около $10 тыс] и надела на него электронный браслет, чтобы отслеживать передвижения. Мелия носил браслет до ноября следующего года, потом снял его и демонстративно бросил в толпу на очередной акции протеста. В ответ суд увеличил для него сумму залога, а сам оппозиционер заявил, что платить отказывается. Именно эта невыплата стала формальным поводом для задержания политика и штурма штаб-квартиры оппозиционной партии, которую он возглавляет. Многие неправительственные и международные организации считают дело Мелия политически мотивированным.
Международная реакция
За несколько дней до ареста Мелия в Грузию приехал председатель комитета по иностранным делам парламента Литвы Жигимантас Павилионис, он встретился с оппозицией и с грузинскими властями, пытаясь убедить их не арестовывать оппозиционера. Власти намекнули, что Павилионис вмешивается не в свое дело.
“Грузия отступила от пути укрепления демократии в семье евроатлантических государств”, — так прокомментировало арест оппозиционера посольство США в распространенном через соцсети заявлении. Госдепартамент США заявил, что “Соединенные Штаты глубоко обеспокоены арестом лидера «Единого национального движения» Ники Мелия и продолжающимися событиями в Грузии”.
Твиттер и Фейсбук пестрили заявлениями американских и европейских политиков, некоторые из них отмечали, что Грузия, судя по всему, выбрала российскую и белорусскую модели политической борьбы – когда власти жестоко преследуют своих оппонентов только за выражение мнения.
Диана Петриашвили, “Медиасеть” Фото:JAMnews/Давид Пипиа