Материал Hromadske
В конце января в роддоме Ровно умерла 34-летняя женщина. Она попала в больницу спустя три часа после начала домашних родов в состоянии агонии. Роженица умерла из-за кровотечения, которое в домашних условиях остановить не удалось.
Во время эпидемии коронавируса в Украине увеличилось количество домашних родов. Об этом говорит акушер-гинеколог Роман Ворона. Это может быть связано с тем, что из-за карантина присутствие партнера во многих роддомах запрещено, а в социальных сетях блогеры с миллионной аудиторией показывают свой опыт домашних родов. Министерство здравоохранения говорит, что не ведет статистику родов на дому. Да и в украинском законодательстве нет такого понятия. Женщинам не запрещено рожать вне учреждения здравоохранения, но в таком случае они не могут рассчитывать на профессиональную медицинскую помощь.
«Я думала, что никогда не буду рожать»
Анастасия Киртадзе живет в Киеве. Она — мама двоих детей, которые родились дома. Ее беременность протекала без осложнений, поэтому она решила рожать дома.
«Мне рассказывали о родах, которые длились в роддоме 32 часа, о том, что ребенка выдавливают, начинается кровотечение. Я [была напугана и] думала, что никогда не буду рожать, но потом начала узнавать о том, как это сделать дома», — рассказывает девушка.
Первые роды, по словам Насти, были сложными и длились около 18 часов. Ребенок находился в неправильном положении. Несмотря на то, что на родах присутствовала акушерка с медицинским образованием, Настя не ощущала, что ей оказывают помощь.
«Она не слушала сердцебиение ребенка, заставила меня тужиться, когда были только схватки. Много раз укладывала меня на спину и проводила осмотр. Мне было больно ложиться на спину, я хотела находиться в вертикальном положении», — рассказывает Анастасия Киртадзе.
Спустя несколько дней после родов у ребенка появилась желтуха, поэтому семья поехала в больницу. Врачи негативно отнеслись к тому, что ребенок родился дома.
«Сыну поставили катетер, у ребенка началось воспаление, но медперсонал приходил и говорил: “Боже, что же вы наделали”, комментируя наше решение о родах дома», — рассказывает Киртадзе.
Вторые роды девушка поначалу планировала в роддоме, но из-за карантина в Украине ее мужу запретили присутствовать, поэтому она решила остаться дома.
«Муж был в шоке после первых родов, поэтому просил, чтобы мы рожали в роддоме. Мама боялась, что будут осложнения и тоже была против. Когда мы узнали, что мужа не пустят на роды, приняли решение опять рожать дома», — говорит Киртадзе.
Перед вторыми родами у нее появился страх, что что-то пойдет не так. Анастасия нашла доулу (помощница, оказывающая психологическую и практическую поддержку во время родов, это поддержка не медицинского характера, — ред.), которая помогла с этими страхами справляться, а потом присутствовала на родах. Кроме доулы, на родах также присутствовала акушерка, но в этот раз Настя нашла другую женщину. Второй раз, по ее словам, все прошло легче и заняло всего 4 часа. За услуги домашних акушерок она заплатила около $1 тыс.
«У нас была минимальная аптечка, спирт, перчатки, простыни, на которых можно будет рожать, футболка мужа, чтобы сразу в нее завернуть ребенка, и он смог получить микрофлору родных людей», — рассказывает Настя.
Она считает, что домашние роды в Украине необходимо легализовать, это позволит женщинам чувствовать себя в безопасности.
«Я понимала, что мне не запрещено рожать так, но я не могу рассчитывать на медицинскую поддержку у себя дома. Многих женщин это пугает, что они остаются один на один в этих родах и никто не несет ответственности, кроме них», — говорит Анастасия Киртадзе.
«Почувствовала суперсилу, если я могу родить дома»
На домашних родах обязательно должен быть медик, считает глава киевского роддома №5 Дмитрий Говсеев. Неосложненные роды может принимать акушерка, но она должна иметь медицинское образование.
«Доулы могут только психологически поддерживать женщину во время родов. Они могут делать упражнения, массаж, помогать контролировать дыхание. Но они тоже должны получать разрешение присутствовать на родах в качестве психологической поддержки», — говорит Говсеев.
Не все домашние роды запланированы заранее — бывают случаи, когда женщина не успевает вызвать скорую и доехать до роддома. Чаще такое случается во время второй или третьей беременности, объясняет Дмитрий Говсеев.
Так было с Ольгой Рудой из Киева. Она была беременна вторым ребенком, которого, как и первого, планировала рожать в роддоме. «Днем муж уехал по делам, мы со старшим ребенком успели поспать днем, погулять, вернуться домой, начали готовить пиццу. Когда мы ее доделали, я почувствовала, что рожаю», — рассказывает Ольга.
Она позвонила врачу, он сказал, что нужно собираться в роддом. Оля говорит, что успела только сходить в душ и начать собирать вещи, когда поняла, что они уже никуда не смогут поехать. Она была дома одна, муж приехал позже, но он находился со старшей дочкой, пока его жена рожала без посторонней помощи.
«Я почувствовала, что ребенок опустился в родовые пути. И хотя роддом находится в пяти минутах от нашего дома, поняла, что дойти туда не смогу. Муж позвонил в скорую, и пока она ехала, я родила», — говорит Ольга.
Ее роды заняли 45 минут. Она признается — было страшно во время родовых потуг.
«Когда на третьей потуге ничего не произошло, я испугалась. Только на четвертой появилась голова ребенка, а на пятой он родился», — вспоминает женщина.
Врачи скорой перерезали пуповину и отвезли Ольгу в роддом, там она пробыла несколько дней. В документах написали, что она родила в условиях стационара, почему — Ольга не спрашивала.
«Персоналу не понравилось, что я была без вещей, но времени собираться у меня не было, я приехала к ним уже с ребенком», — рассказывает Ольга и добавляет, что не советовала бы другим женщинам рожать дома.
«В первый день я чувствовала, что у меня какая-то суперсила, если я могу родить дома сама. Здесь плюс в том, что на тебя никто не давит, не говорит, как дышать, ты просто прислушиваешься к тому, что с тобой происходит», — рассказывает Ольга.
И все же, во время родов могут возникнуть осложнения, которые требуют быстрой медицинской помощи, поэтому роженице лучше заранее рассчитать время до ближайшего роддома и быть готовой поехать туда, если возникнет такая необходимость, говорит Дмитрий Говсеев.
«Каждую минуту просчитать сложно, но иногда за эти минуты решается вопрос жизни. Если открывается кровотечение, и роженица теряет 30% циркулирующей крови, а это занимает от 3 до 5 минут, то после этого остановить кровь самостоятельно, без профессионального вмешательства медиков, сложно, и женщина может умереть», — объясняет врач.
«Я очень хотела этого ребенка»
Юлия живет в Донецке. В январе 2013-го она родила первого ребенка. В роддоме она боялась столкнуться с акушерским насилием, хотела избежать стимуляции родов и спешки, поэтому решила рожать дома. Во время первых родов вместе с Юлей были только сестра и муж. Тогда у нее родилась девочка, которая умерла через два часа. «Она родилась с больными легкими (внутриутробная пневмония из-за инфекции дыхательных путей может возникать как до, так и во время родов и проявляться в первые часы жизни ребенка, — ред.), это не диагностировали во время беременности, я сдавала анализы, все было в норме», — рассказывает Юлия.
Она говорит: возможно, если бы девочка родилась в больнице, медики могли ее спасти.
90% случаев таких болезней, по словам акушера-гинеколога Романа Вороны, можно диагностировать с помощью УЗИ, если во время исследования видна какая-то патология и необходимо понять, что это, то женщину могут отправить на МРТ. Врач считает — если девочка прожила несколько часов после домашних родов, значит в роддоме у нее было бы больше шансов выжить.
«Я родила в 8 вечера, в 11 она перестала дышать. Когда мы это заметили, сразу вызвали скорую. Врачи приехали быстро, пытались реанимировать ребенка, но спасти его не получилось. Они вызвали полицию. Я боялась, что полиция решит, что я убила ее, но я очень хотела этого ребенка», — говорит Юлия.
После допроса полиции ее забрали в роддом, там она пробыла еще 10 дней. У Юлии были повышены лейкоциты, врачи кололи ей антибиотики.
«У меня была какая-то инфекция, возможно, она и привела к смерти [ребенка]. Я не хотела находиться в роддоме, но сил сопротивляться не было. У меня умер ребенок, мне было все равно, что со мной происходит», — объясняет Юля.
Спустя год она рожала уже в роддоме. Юлия говорит, что хотела перестраховаться, но эти роды для нее тоже были тяжелыми. «Во время схваток врачи раскрывали мне шейку матки вручную, не разрешили рожать вертикально, хотя я просила, а перед выходом ребенка зачем-то протерли промежность спиртом. Мне было больно», — говорит Юлия.
Когда она задумалась о беременности в третий раз, то не хотела опять ехать в роддом, но переживала и из-за своего первого опыта.
«Мне пришлось преодолеть множество сопротивлений. Муж боялся, что ребенок умрет, мама переживала, что откроется кровотечение. Я взвесила, что ждет меня дома, а что — в роддоме. Мы договорились — если у меня возникают сомнения по поводу того, как идет весь процесс, то мы сразу вызываем скорую и едем в больницу. Если бы была возможность нормально родить в роддоме, я бы дома не рожала», — рассказывает женщина.
Домашние роды — выбор женщины, который нельзя у нее отнимать, считает акушер-гинеколог Роман Ворона. Он выступает за легализацию домашних родов в Украине. Но пока, по его мнению, она возможна только в больших городах, потому что там проще организовать такие роды логистически.
«В некоторых регионах Украины роддома находятся в 200 км друг от друга. Добраться до них женщине во время родов сложно. Но домашние роды — это в первую очередь о безопасности, поэтому родильный дом должен быть близко от дома роженицы», — объясняет Роман Ворона.
Фото: Александр Хоменко/hromadske
Более безопасный вариант — роддом домашнего типа, считает Дмитрий Говсеев, в котором женщины могут рожать в домашней атмосфере, но под наблюдением врачей. В киевском роддоме №5 около пяти лет существует проект «Домашние роды под защитой роддома». Сейчас под него обустроили уже девять комнат. Рожать по такой программе могут женщины, у которых нет осложнений во время беременности. По словам главврача, роженицы ничего не платят за эти особые условия. В прошлом году по этой программе роддом принял 440 женщин.
«К нам приезжают из разных областей Украины. Женщина, которая решает рожать по такой программе, не сталкивается с ограничениями. Она может взять с собой на роды мужа, доулу, врача, у которого она хочет рожать (в том числе и во время карантина, — ред.). Она может делать это стоя, сидя, лежа, как ей удобно. В комфортной обстановке, но под присмотром врачей», — рассказывает Дмитрий Говсеев.
При поддержке «Медиасети»