Помимо зарегистрированных более 50 партий, в Республике Молдова появилось еще два новых политических формирования: Партия перемен и Партия «Сила людей». Новые партии, новые обещания. За почти 30 лет существования, Республика Молдова связывала свои надежды с партиями и с их лидерами, которые клянутся служить национальным интересам, а на самом деле преследуют собственные, клановые или иностранные интересы. Некоторые из них потерпели неудачу в зародыше, другие, переделанные, управляют и сегодня.
Василе Згардан, депутат Первого парламента
Трудно сказать, сколько. Было бы идеально иметь одну партию с либеральной доктриной, другую с социально-либеральной, третью с реформаторской доктриной, и наконец – с консервативной (христианской). На самом деле, на нашем политическом рынке партии можно разделить на три категории: проевропейские, пророссийские и унионистские. Прискорбно, что появление новых партий – это амбиции новых политических лидеров, которые считают, что лучше всего утвердиться можно при помощи создания партии, а не присоединившись к уже существующим. И вина принадлежит не только им, потому что многие партии не хотят, чтобы их беспокоили, бояться свежих веяний, новых идей, новых людей. На данный момент я не вижу возможностей для изменения ситуации. Пока общество будет разделено на геополитические критерии, будет бедным, стареющим и глубоко пропитанным коррупцией, этому не быть.
Влада Чобану, Центр политик и реформ
Каждый гражданин или группа граждан, при желании, должны иметь право зарегистрировать политическую партию. Появление новых партий часто воспринимается довольно болезненно – считается, что они могут украсть голоса или возможности. Но ведь право на ассоциацию является основополагающим для демократии. Граждан надо поощрять, чтобы они могли сказать свое слово в политике. Новые партии могут способствовать изменениям и конкуренции идей, пробудить интерес тех, кто не чувствует себя представленным нынешним политическим классом. Традиционно политические деятели в Республике Молдова не слишком смелые и придерживаются одинаковой политики и высказываний. Вызов, в конце концов, заключается в том, кому удастся построить партию с видением, программой, структурой, представителем, прозрачно и демократически.
Виорел Фурдуй, Конгресс местных властей
Дело не в количестве, а в том, что большинство из них являются формальными, с лидерами и печатью. Еще одна проблема – наша политическая система. Отсутствует идеологическая дифференциация партий. И нынешняя избирательная система (пропорциональная) не обеспечивает подлинную внутреннюю демократию, продвижение в партиях ценных личностей. Обычно доминирует сервилизм по отношению к партийному лидеру. Парламентаризм (посмотрите состав и деятельность последних парламентов) дискредитирован. Чтобы привести в политику качественных людей, необходимо изменить избирательную систему, ее индивидуализацию. Мы должны перенять функциональные системы Стран Балтии, Норвегии, Словакии, Чехии или Венгрии – пропорциональные системы, с открытыми списками.
Анатол Петренку, историк
Проблема не в том, что появятся еще две новые партии. Проблема в том, что в нашей стране партии используются в качестве батута для ограниченного круга людей, которые хотят прийти к власти, получить должность, обогатиться, реализовать свои интересы или продвигать иностранные интересы. У нас нет классических доктринальных партий с четкой идеологической идентичностью. Вот в этом проблема – по числу их много, но разница лишь в лидерах. В такой политической системе практически отсутствует интерес общества к политике, потому что нет серьезных проектов по модернизации и объединению страны. Такова специфика Республики Молдова.