Высшая судебная палата (ВСП) отклонила ходатайство об отводе генерального прокурора Республики Молдова Александра Стояногло, поданное временно отстраненным от должности главой Антикоррупционной прокуратуры (АП) Виорелом Морарем.
Решение по этому поводу приняла судья Высшей судебной палаты Лилиана Катан 4 февраля этого года.
Отстраненный от должности глава АП Виорел Морарь 22 января подал заявление об отводе генерального прокурора Александра Стояногло. Согласно ходатайству, Морарь потребовал отвода Стояногло от уголовного расследования по уголовному делу, по которому он проходит, сославшись на то, что против него возбуждено два уголовных дела, которые связаны между собой, и что приказ о возбуждении уголовного дела против него подписан главой ГП, который, по словам Мораря, публично обвиняет его, и этими действиями «были нарушены его право на справедливое судебное разбирательство и презумпция невиновности».
После рассмотрения ходатайства ВСП отклонила как необоснованное ходатайство об отводе, поданное временно отстраненным от должности главой АП Виорелом Морарем против генерального прокурора Александра Стояногло.
ВСП заключает, что генеральному прокурору можно заявлять отвод только в том случае, если он непосредственно осуществляет уголовное преследование или лично ведет уголовное расследование в соответствии с законом, а из материалов, переданных в суд, следует, что уголовное дело против Мораря находится в ведении Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особым делам, учреждении, также ведущем уголовное производство.
«Ходатайство об отводе не сопровождается и не подтверждается доказательствами, которые позволили бы утверждать, что Генеральный прокурор по уголовному делу, инициированному в отношении Мораря Виорела, предпринял бы действия по уголовному преследованию с целью непосредственного проведения уголовного расследования, или что он лично будет проводить уголовное расследование, поскольку действия, предпринятые им в уголовном деле, носят только характер организации уголовного процесса.
В условиях, изложенных выше, выясняется, что подозрение в разумной беспристрастности Генерального прокурора не обосновано законом, поскольку не применяются положения ст. 33 п. (2) пункта 6) Уголовно-процессуального кодекса», – отмечается в определении ВСП.
Высшая судебная палата отмечает, что, согласно информации, ранее предоставленной Генеральной прокуратурой, Виорел Морарь обвиняется в получении от Владимира Плахотнюка жалобы, которую он, якобы, зарегистрировал вопреки закону, на основании которой он возбудил уголовное дело и сфальсифицировал ряд процессуальных документов. Эти действия, согласно имеющимся доказательствам, были совершены как в личных интересах, так и в интересах заявителя, а также других лиц из его окружения, с целью защиты их от вовлечения в качестве подозреваемых в уголовное дело о банковском мошенничестве и воспрепятствовать быстрому, полному и объективному расследованию дела. Суд Кишинева начал рассмотрение дела Мораря 14 февраля 2020 года, когда бывший глава Антикоррупционной прокуратуры был освобожден из-под стражи до суда. Всего было проведено семь заседаний, и процесс находится на начальной стадии.
Виорел Морарь не признает себя виновным и утверждает, что дела представляют собой политический заказ, после того как он решил возобновить уголовное дело о предполагаемом финансировании Партии социалистов из-за границы.
В октябре 2020 года Вячеслав Платон потребовал компенсацию в размере 300.000.000 долларов от бывшего главы Антикоррупционной прокуратуры Виорела Мораря, поскольку он, якобы, дал ход жалобе, поданной Владимиром Плахотнюком против него. Претензии Платона фигурируют в уголовном деле, возбужденном против Виорела Мораря о злоупотреблении служебным положением, в котором бизнесмен имеет статус потерпевшей стороны.