В стране протестуют молодежные активисты, бизнес и оппозиция, но митинги не становятся масштабными и резонансными, а новое исследование и вовсе говорит о росте поддержки правительства. Рассказываем об этом парадоксе подробнее.
Активисты, оппозиционеры и представители бизнеса провели серию протестов в Грузии, они требуют немедленной отмены карантинных ограничений. В Грузии с ноября закрыты кафе и рестораны, кино, театры, концертные залы, почти все магазины, вещевые рынки, школы и детсады, а также полностью остановлен городской транспорт. Кроме того, с весны прошлого года закрыты международные границы – страна отказывается принимать иностранных туристов. Почти все эти ограничения планируется сохранить до 1 марта.
“В первую очередь мы требуем возобновить работу междугороднего и муниципального автотранспорта. Кроме того нужно возобновить работу всех предприятий Грузии, потому что это просто преступление, люди оказались без работы, без доходов, без средств”, – сказал корреспонденту “Кавказского узла” один из организаторов акции, которая прошла в Тбилиси 26 января, Гиорги Саванели.
К протестам присоединились и представители фитнес-индустрии. Их требование – субсидии и налоговые льготы: “Иначе мы просто не сможем открыться. Пусть о нас позаботятся, мы тоже здесь», — сказала директор одной из тбилисских сетей фитнес-клубов Софо Солоташвили.
“Мы представили свой план, как можно безопасно возобновить работу курортной и туристической индустрии. Это позволит увеличить сбор налогов и, следовательно, даст больше средств для работы медицинских учреждений и других отраслей, которые помогают бороться с пандемией”, – сказал глава Ассоциации рестораторов Грузии Коте Габричидзе.
Аналогичный план предложил правительству и туристический сектор. Предложения представителей бизнеса касаются, в основном, открытия зимних курортов и международных границ. Сделать это предлагается с 1 февраля.
Но власти отказываются удовлетворить эти требования. Сразу после очередной акции вице-премьер Майя Цкитишвили заявила, что горнолыжные курорты с 1 февраля не откроются. Комментируя это заявление вице-спикера Коте Габричидзе сказал, что закрытые курорты – это 500 тысяч безработных.
После встречи с властями организаторы акции заявили о намерении подать иск в Конституционный суд. “Или правительство даст нам право работать в соответствии с новым регламентом, а если это не удастся, то правительство должно удовлетворить нас достойными компенсациями”, – сказала 26 января в эфире телеканала “Мтавари архи” президент Национальной федерации танцев Нино Дарахвелидзе.
К требованиям предпринимателей присоединились оппозиционеры. “Если страна не откроется, она столкнется с неизбежным дефолтом”, – сказала 26 января в эфире телеканала “Мтавари архи” член политсовета “Единого национального движения” Хатия Деканоидзе.
Безработица, рост цен, вопрос территориальной целостности – эти вопросы жителей Грузии пугают больше, чем опасность заразиться коронавирусом. Об этом свидетельствуют результаты опроса Кавказского центра исследовательских ресурсов. Согласен с этим утверждением и Георгий Хухашвили, эксперт-политолог, с которым поговорил “Кавказский узел”.
“Эпидемия отошла на второй план, потому что в первую очередь людям стало нечего есть. В Тбилиси еще как-то перебиваются, но в провинции – голод, дети и пенсионеры голодают”, – сказал он.
Тем не менее, протесты, которые вопреки ковидным ограничениям, регулярно проходят в грузинских городах, собирают совсем не много людей – особенно по местным меркам. Пока наблюдатели пытались понять, в чем может быть причина, вышло новое социологическое исследование, которое, как ни парадоксально, свидетельствует о росте поддержки правительству Грузии.
Диана Петриашвили, Медиасеть Фото: Давид Пипия, JAMnews