Радикальное решение Правительства. Число государственных учреждений с правом контроля будет сокращено с 60 до 11. Это положение включено в законопроект, который должен быть рассмотрен Парламентом. С заявлением в этой связи выступил на телевизионном канале Павел Филип. По словам премьера, ограничение числа контролирующих органов будет способствовать существенному сокращению коррупции в Молдове.
Мария Чобану, депутат Парламента
Если хотите изменений в государственном контроле и в борьбе с коррупцией, нужно изменять статус этих учреждений, а не их численный состав. А так, независимо от того, сколько их будет, 10-11, они будут делать то, что делали 60 до сих пор. Вы никогда не задавались вопросом, на какие деньги существуют правящие партии в Молдове? На «пожертвования» контролирующих органов, которые ходят с «копилкой» по экономическим агентам, и в конце месяца приходят с «взносами» к партиям. Инициатива Филипа является показной. Она покрывает ряд интересов ДП, либо потому, что они хотят казаться чем-то иным, нежели являются, либо потому, что им не с чем идти на выборы.
Ион Дрон, Ассоциация «Правосудие и справедливость»
Арифметически говоря, вроде бы, есть логика во всем. Но, видите ли, в чем проблема: может быть 60 контролирующих учреждений, и не быть коррупции, а может быть 11, но вы будете задыхаться от коррупции. Проблема заключается не только в количестве, но и в качестве. Да, мы понимаем и знаем, и Павел Филип знает, что наши контролирующие учреждения, к сожалению, страдают от коррупции и должны быть сокращены, но только лишь сокращение их числа не решает проблему коррупции, потому что здесь существует необходимость в повышении ответственности контролирующих органов и их демонополизации, а также качества законодательства, когда речь идет о проверках…
Наталья Молошаг, адвокат
Идея стоящая, если бы не период избирательной кампании, потому что для такой маленькой республики 60 контролирующих учреждений – слишком много. Их и 11 много, но, все равно, между 11 и 60 есть разница. Теперь осталось увидеть, что будет ликвидировано, а что останется, чтобы не получилось так: вместо того, чтобы спилить сук, срубим дерево… Я надеюсь, что этого не произойдет, тем более, что идея вряд ли придет от Филипа, она относится к общим реформам, которые мониторизируются нашими партнерами по развитию. Может, у нас будет меньше коррупции, исходя из того, что контролирующие учреждения также являются гнёздами коррупции. Их будет меньше, и будет меньше коррупции.
Татьяна Бадан, примар, с. Селемет, Чимишлийский район
Не думаю, что будет меньше контроля, он, просто напросто, должен быть мотивированным, компетентным и законным. Без злоупотреблений. Станет ли меньше коррупции вместе с уменьшением контролирующих учреждений с 60 до 11? Думаю, что да, но для этого одного сокращения или слияния контролирующих учреждений недостаточно. Многолетняя практика показала нам, что без децентрализации власти не будет эффектов, которые мы желаем получить в борьбе с коррупцией, независимо от того, что будет предприниматься в «центре». Местные органы власти должны располагать большей автономией и полномочиями, в том числе в сфере контроля и борьбы с коррупцией.
Сергей Мокану, Движение «Антимафия»
60 или 11 – не имеет значения. С правлением, которое у нас есть, эти 11 будут воровать так же, как воровали те 60. Вся эта суета – не более чем тема для освещения телеканалами Плахотнюка. Филип в рвении понравиться партии, которая дала ему этот пост, пытается замаскировать положение вещей. Но, по сути, контролирующие учреждения собираются сократить не потому, что Филип так хочет, чтобы, как он говорит, защитить экономических агентов от засилья проверок, а потому, что экономические агенты больше не выживают, они закрывают свой бизнес, и служащим контролирующих учреждений больше некого контролировать, потому что на рынке остается правительственная мафия и их сторожевые псы.