На этой неделе весь мир наблюдал за симптоматической печальной встречей трех президентов из постсоветской зоны: Владимир Путин пригласил премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева на встречу для продолжения диалога по Нагорному Карабаху. Фотографии со встречи показывают истинные отношения между этими тремя и кого Владимир Путин поддерживает в своем миротворческом сооружении: напряженные, недовольные, униженные, недоверчивые к успеху и перспективам.
Контраст в умении общаться и управлять президентов старой советской закалки и новых руководителей был заметнее всего на этой неделе. Почему именно на этой неделе, если уже 30 лет мы наблюдаем контраст между тем, как управляют проевропейские и просоветские лидеры? Именно поэтому тридцатый год начинается на этой неделе, и уроки Вильнюса, похоже, резонируют больше, чем когда-либо, с необходимостью бывшего советского пространства оторваться от Москвы и остаться только в зоне прагматичного общения, а не в зоне экономических или военных зависимостей.
13 января, исполнилось ровно 30 лет с момента победы Литвы над Советским Союзом. Хотя борьба за освобождение из-под советской оккупации была жесткой, Литва понесла человеческие потери, но была первой, кто создала эту трещину, которая обеспечила разрушение системы, основанной на коррумпированной номенклатуре, которая привела к репрессиям, насильственным национализациям, элитоцидам и манипуляциям.
8 января 1991 года Парламент Литвы решил объявить независимость от СССР. Условия, в которых литовский народ и его избранники принимали это решение, были драматичными: законодательный орган был полон пророссийских сил, а также пророссийскими было правительство и системы обороны и безопасности. В течение недели российские танки постоянно осаждали Парламент Литвы, общественное телевидение и самые стратегические учреждения. Там же собрались местные жители, литовцы, чтобы защитить свои свободы. Велись неравные бои между советской армией и литовскими гражданами. Всего за 3 дня российские военные убили 14 человек, а сотни людей получили ранения. Жертвами были обычные литовцы, студенты, рабочие, инженеры. Литовцы сильно пострадали, но не уступили. День 13 января остается в истории этой страны, а также Европы, как День мужества и победы за независимость. После Литвы последовали другие Прибалтийские республики: Латвия и Эстония, а через несколько месяцев СССР развалился.
Украина и Республика Молдова расстались с СССР среди последних, одна 24, а другая 27 августа 1997 года. Но действительно ли они оторвались от СССР? Оба государства остались с российской армией на своих территориях. У Республики Молдова сначала не было достаточно смелых и проворных лидеров для того, чтобы способствовать вывозу российской армии и обретению реальной независимости, а Украина в течение 25 лет, до самой оккупации Крыма, не поддерживала Молдову в этих усилиях, став на сторону России в приднестровских диалогах.
Январь 2021 года немного похож на январь 1991 года. Владимир Путин все больше похож на гнилостный СССР, издает все более обструктивные законы, а коррупцию, которая его окружает, становится все труднее скрывать и контролировать, в то время как собственные граждане живут все хуже. Российские армии остаются на территории Республики Молдова, Украины, Грузии, Армении, а также в Азербайджане, Беларуси, Казахстане, Киргизии, Таджикистане в течение 30 лет.
В Литве, Латвии и Эстонии больше нет российских танков и солдат, и, с момента независимости, они стали членами ЕС, повысили стандарты жизни и предоставили гражданам условия и возможности для развития. Остальные постсоветские государства, имеющие на своих территориях российские армии, блуждали по СНГ, таможенным союзам и другим структурам, вопреки интересам граждан.
Параллельно с непрерывными протестами в Беларуси, а так же в Хабаровске, встреча Зеленского с Майей Санду может стать предвестником опоздавшего на 30 лет января.
Aлина Раду