Вы когда-нибудь видели, как плачет президент? Лидер партии, бывший глава государства? Иногда плачет как любой другой человек, иногда, как ребенок, а чаще всего, как лицемер, непонятно, неестественно.
Несколько дней назад лидер ПКРМ, экс-глава государства Республики Молдова, плакал. Это были странные слезы, недостоверные. Плакал в Посольстве Китая в Республике Молдова, в присутствии Его Превосходительства Посла Чжан Инхун. Пока они обсуждали перспективы молдавско-китайского сотрудничества, аспекты сотрудничества ПКРМ с Коммунистической партией Китая, Воронин был спокойным и оптимистичным. Он залился слезами, когда начали обсуждать политическую и экономическую ситуацию Республики Молдова. Воронин выразил крайнюю обеспокоенность в связи с наличием «серьезных факторов риска» в адрес суверенитета и независимости Республики Молдова. «Люди теряют работу, остаются без средств к существованию», – объяснил Воронин Послу Китая, отметив, что более миллиона человек покинули Республику Молдова, отправляясь по миру в поисках работы. «Это ничто иное, кроме как национальная катастрофа», – жаловался председатель ПКРМ, не сказав Послу Чжан Инхуну, что самый большой исход граждан Республики Молдова начался во времена коммунистического правления (2001-2009 годы). По некоторым оценкам, именно в тот период из Республики Молдова уехало около трети граждан (около 800 тыс.). Почему Воронин не плакал по этим людям тогда? Почему не дал им хорошо оплачиваемые рабочие места, почему не открыл свободную дорогу в другие государства, почему правил закрытым государством, заставляя людей бежать отсюда незаконно, подставляясь смертельному риску? Кто знает сегодня точные данные о молдаванах, умерших во время эксода в годы коммунистического правления? Никто, вероятно, потому, что и сегодня есть семьи, которые ничего не знают о месте нахождения уехавших по миру родственников без документов, без денег, оставив дома в отчаянии родителей и детей, а так же большие долги, потому что заняли огромные деньги, чтобы «содержать» торговцев людьми. Что знает Посол Китая Чжан Инхун об этом трагическом явлении, который имел самый большой размах в годы правления Владимира Воронина?
На той же встрече лидер ПКРМ несколько раз заплакал, когда говорили о коррупции. «Весь организм государства парализован коррупцией», – сказал Владимир Воронин. Он заявил, что с помощью коррупционных методов нынешней власти удалось создать новое парламентское большинство, иное, чем то, за которое проголосовали избиратели на последних парламентских выборах. В этот момент слезы лидера ПКРМ, казалось, невозможно остановить, а хозяин встречи понял, что его партнер по диалогу травмирован из-за ухода из фракции и из партии большой группы коммунистов, о которых было сказано, что якобы были щедро «отблагодарены» нынешним координатором правящего альянса. С другой стороны, какой смысл имеют эти тяжелые слезы государственного деятеля, если он сам, не колеблясь, «покупал» избирателей? Правда, Воронин никогда не был столь щедрым, как Плахотнюк, он предпочитал покупать людей дешевыми калошами, куском мыла, или моющими средствами сомнительного качества. Давал и пластиковые пакеты, на которых и сейчас напечатан логотип ПКРМ.
Посол Чжан Инхун многое сказал о борьбе с коррупцией в своей стране. Он считает, что только путем искоренения коррупции можно возродить экономику. Кстати, в 2015 году в Китае более 300 тысяч чиновников были наказаны за коррупцию. Все они были коммунистами, и все они были исключены из партии в связи с участием в фактах коррупции. Какие факты коррупции осуждаются в Китае? Получение взятки, дача взятки, злоупотребление властью, протекционизм… Кажется, что для тех, кто обвинен в коррупции, не существует приговора более мягкого, чем высшая мера наказания или пожизненное заключение. В нашумевшем деле, например, был осужден сын высокопоставленного чиновника, который использовал власть своего отца, вымогая большие суммы денег в обмен на некоторые «договоренности» с государством. Кстати, сын был осужден наряду с его отцом, высокопоставленным чиновником: отец к смерти, а сын – к 10 годам лишения свободы.
Анета ГРОСУ, aneta@zdg.md