Действующий президент Игорь Додон подписал во вторник, 22 декабря, указ о промульгировании Закона о внесении изменений в Кодекс Республики Молдова об аудиовизуальных медиауслугах, а к вечеру программы из Российской Федерации вернулись в молдавское медиапространство, поскольку закон вступил в силу со дня публикации в «Официальном мониторе». С вступлением в силу новых положений закон, известный как «Закон о борьбе с пропагандой», был отменен.
Документ, подготовленный социалистами и подвергшийся резкой критике со стороны НПО в сфере СМИ, а также внешних партнеров Республики Молдова, содержит несколько отмен в контексте редакции закона 2018 года. Единственным положением, имеющим новую редакцию, является абзац о защите национального аудиовизуального пространства.
Старая редакция предусматривала: «В целях защиты национального аудиовизуального пространства и обеспечения информационной безопасности разрешается поставщикам и распространителям медиауслуг трансляция телевизионных и радиовещательных программ информационного, информационно-аналитического, военно-политического характера, произведенных в государствах–членах Европейского Союза, в США и Канаде, а также других государствах, ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении».
Следует отметить, что Российская Федерация входит в число государств, подписавших Конвенцию, но не ратифицировавших ее.
После изменений, за которые проголосовали депутаты ПСРМ и платформы «Pentru Moldova», в последнюю также входят депутаты партии «Шор», и вступления в силу Закона, пункт о защите национального аудиовизуального пространства гласит: «В целях защиты национального аудиовизуального пространства и обеспечения информационной безопасности поставщики и дистрибьюторы медиауслуг вправе включать в предложение услуг трансляцию телевизионных и радиопрограмм с военным, местным или приобретенным контентом из третьих стран, которые соответствуют положениям Концепции и Стратегии информационной безопасности Республики Молдова».
Документ предусматривает исключение обязательства о том, что в случае телевизионных услуг аудиовизуальные программы, приобретенные за рубежом, должны по крайней мере на 50% поступать из государств-членов Европейского союза и/или третьих государств, участвующих в Европейской конвенции о трансграничном телевидении, а также обязательстварезервировать не менее 50% времени вещания каждой услуги, за исключением времени, отведенного на новости, спортивные мероприятия, игры, рекламу, услуги телетекста и телемагазина.
Парламентарии также внесли изменения в главу о функционировании дистрибьюторов медиауслуг.
Таким образом, теперь в качестве бенефициарного собственника дистрибьюторов медиауслуг могут быть:
а) Парламент, президент Республики Молдова или Правительство;
б) центральный специализированный орган или центральный административный орган;
в) местный орган публичной власти;
d) другой орган, созданный с целью выполнения административных, социально-культурных или некоммерческих задач;
e) государственное учреждение, финансируемое целиком или частично из государственного бюджета;
f) коммерческая организация, финансируемая целиком или частично из государственного бюджета;
g) коммерческая организация, имеющая в качестве учредителя или соучредителя по крайней мере один из субъектов, упомянутых в пунктах a) – f).
Это положение подверглось критике со стороны НПО в сфере средств массовой информации, поскольку оно «предоставляет широкие юридические возможности для использования государственных средств нецелевым образом».
«Положение, безусловно, должно пройти проверку на коррупционный характер», – говорится в комментарии НПО в сфере СМИ.
Во вторник вечером депутат ПСРМ Адела Рэйлеану выступила с сообщением, в котором она написала, что наконец-то дышит «обоими легкими», прилагая скриншоты российских программ, транслируемых на молдавских телеканалах.
«После позорного решения 2017 года, когда власти решили за меня, что нужно смотреть по телевизору, я дышу обоими легкими. Браво, коллеги по фракции, благодаря которым, начиная с сегодняшнего день мы, хорошие, лучшие и чрезвычайно хорошие люди, можем следить за новостями всех видов со всего мира, в том числе и из России», – прокомментировала социалистка.
В декабре 2017 года парламент принял закон о предоставлении вещателям прав на трансляцию иностранных передач информационного, информационно-аналитического, военного и политического характера, которые производятся в государствах-членах Европейского союза, США, Канаде, а также ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Фактически это означало запрет на трансляцию передач соответствующих категорий из других стран, среди которых и Российская Федерация. Социалистическая оппозиция того времени подвергла критике закон, который вступил в силу в феврале 2018 года. Президент Игорь Додон не промульгировал его, это сделал тогдашний глава законодательного органа Андриан Канду.
Виктория БОРОДИН